Богослужебные практики и культовые искусства в полиэтническом регионе


23 сентября 2016

В Адыгейском государственном университете 19-22 сентября 2016 года прошла Международная научная конференция. Она включала в себя около 100 докладов, из них свыше 60 отобраны для публикации в сборнике статей, среди которых 22 доклада докторов наук, 20 ‑ кандидатов. На форум представлены доклады ученых из различных регионов России (Москва, Санкт-Петербург, Астрахань, Краснодар, Майкоп, Махачкала, Ростов-на-Дону, Саратов, Черкесск, Элиста), а также из Абхазии, Белоруссии, Германии, Молдовы, Италии, Румынии, Франции.

Необходимость организации и проведения международной конференции «Богослужебные практики и культовые искусства в полиэтническом регионе» возникла благодаря сложному опыту возрождения духовной культуры в условиях нарушения преемственности ее развития и длительного отчуждения человека от каких-либо религиозных институтов. В результате в большинстве конфессий, функционирующих в России, возникли диссимилятивные процессы, отразившиеся на отправлении служб, культовом реквизите, экстерьере и интерьере храмов, мечетей, синагог и др. Степень вариативности проведения богослужебных практик – особенно в части культовых искусств ‑ иногда была столь значительна, что порождала напряженные ситуации, становилась поводом для богословских дискуссий, диагностировалась как деструкция канона. Одни проблемы разрешалась путем создания контролирующих религиозных органов, другие регулировалась переговорами и конвенциями. Научное сообщество долгое время оставалось вне активного дискуссионого поля. Однако потребность в межличностном научном общении, установлении творческих и научных контактов в заявленной области очевидна и своевременна. Во-первых, научный потенциал необходим религиозным деятелям для панорамного видения проблем, их структурирования и когнитивного представления. Во-вторых, наука также нуждается в расширении предмета исследования, тем более, такого объемного и неоднозначного. В-третьих, общество в целом в эпоху глобализации и перманентных социальных, социокультурных и цивилизационных кризисах находится в состоянии поиска стабильной и гармоничной духовной ниши, позволяющей определенным образом адаптироваться к реальности и собрать силы для преодоления любых кризисных ситуаций.

Духовное возрождение постсоветского периода и повсеместное восстановление религиозных практик породили массовый приток творческих людей и вовлечение их в процесс храмостроительства. Многие почувствовали духовные вызовы и призыв к сослужению в церковных хорах, послушанию через освоение церковных искусств и участию в росписи культовых сооружений, их декорированию. Часть интеллигенции посвятила себя изучению богослужебных практик, получала духовный сан, и, впоследствии – соответствующее образование.  Зачастую это были действия, направленные на самосохранение, реакция на деструктивные процессы политической системы 1990-х. Возможно также, что внутренняя духовная жизнь каждого отдельного человека и всего российского сообщества получила, наконец, свободу выражения, освободилась от сильного идеологического прессинга.

В январе 2013 года в присутствии руководителей ведущих конфессий президент России выразил мнение о том, что наше государство от распада в 1990-е гг. ХХ в. удержало, в том числе, и возрождение религиозной деятельности, столетиями направленной на сохранение и приумножение морально-нравственных ценностей. Усиление потребности в практическом отправлении религиозности, «воли к сакральному», многократное увеличение количества граждан, нуждающихся в духовном окормлении, повсеместное открытие храмов, мечетей, костелов, датсанов, синагог, домов молитвы сыграло, в том числе, и культуросберегающую роль.

Организаторы конференции были нацелены на выработку методологических установок исследования культовых искусств в контексте богослужебной и культовой практик и решение проблемы согласования терминологии, используемой учеными разных научных направлений, этнической и конфессиональной принадлежности. Это относится как к базовым понятиям «религия», «вера», «традиционная вера», «монотеизм», «политеизм», «язычество», так и прикладным определениям «религиозная музыка», «духовная музыка», «религиозные обряды», «религиозное искусство» и т.п. Опыт подготовки мероприятия показал, что указанная цель может выступать сверхзадачей и решаться в рамках исследовательского проекта, а не одноразовой встречи ученых. Тем не менее, представленные материалы дали возможность научно зафиксировать отдельные события и процессы религиозного и национального возрождения в постсоветской России, осмыслить возросшую потребность в практическом отправлении богослужений. Именно этой тематике посвящены доклады Р.К. Адыгамова, Р.М. Барцыца, Д.Г. Гутмана, Г.Р. Тараевой, Д. Плеховой, А.А. Черкесовой и др. Сакральное в светском искусстве находится в центре научного внимания М.Ш. Абдулаевой, Т.А. Алишевич, Н.В. Бекетовой, П.С. Волковой, В.О. Петрова, Ф.М. Шак и др. Значительный раздел книги посвящен культовой практике, связанной с традиционной культурой (статьи З.А. Наток, А.Н. Соколовой). Часть включенного в данный раздел материалов связана с представлением уникальных фактов, собранных в результате экспедиционной работы последнего десятилетия. Это исследования Л.А. Густовой-Рунцо, И.В. Дынниковой, Е.С. Тыщенко и др. Особый интерес для музыковедения представляют статьи Т.А. Алишевич, Э.В. Выбыванец, Е.О. Миклухо, Е.С. Мироненко, посвященные анализу музыки современных композиторов, создающих сочинения на канонические тексты. По-новому раскрыта религиозная тема в творчестве русских композиторов в работах С.А. Мозгот и Н.В. Бекетовой.

Очевидно конференция демонстрирует приверженность ее участников к различным мировоззренческим позициям: они рассматривают богослужебные практики и культовые искусства с философских, искусствоведческих, религиоведческих, психолого-педагогических и др. позиций. Одни авторы являются последователями какой-либо религиозной доктрины, другие считают себя атеистами, но всех объединяет общий интерес к духовной жизни человека и конкретному проявлению практической религиозности, в том числе (а где-то и в первую очередь) – в искусстве.

Широкая тематическая палитра сборника фиксирует разновекторные научные интересы участников конференции, которые могут и должны быть, по мнению организаторов мероприятия, сконцентрированы на самых актуальных и малоразработанных темах. Во-первых, это касается полновесного и скрупулезного анализа ситуации отправления богослужебных практик в выбранных географических ареалах, во-вторых, необходимо инспирировать теоретические и методологические исследования с использованием представленного на конференции эмпирического материала. Целостная картина отправления религиозных служб в различных конфессиях может сложиться только в результате выполнения многолетнего коллективного исследовательского проекта. Социальный заказ на научное исследование – новая и важная стратегия современной науки.

Оптимистический прогноз на результативность такого исследования определяют известность и статусность приглашенных для научного общения ученых, а также значительное число молодых амбициозных участников, готовых продолжать работу в избранном направлении. Все вместе это должно способствовать координации деятельности различных ученых, занимающихся исследованием культовых искусств различных конфессий, согласованию направлений исследований, планированию краткосрочных и долгосрочных совместных действий, выработке единых методологических установок, использованию соответствующего финансового сопровождения. Немаловажным фактором становится обретение творческих и научных связей между научными работниками Абхазии, Белоруссии, Германии, Италии, Румынии, Франции, исследующими богослужебную деятельность, культовые искусства и традиционные религиозные практики.

Подготовленные материалы свидетельствуют о получении новых научных знаний, определяемых

- накоплением пока бессистемной, но все же достоверной базы данных о состоянии богослужебных и культовых практик на пространстве Юга России и частично в Европе;

- характеристикой современного состояния художественного канона современных богослужебных практик, причин и условий его формирования и трансформации;

- использованием иеротопического метода при анализе обрядов и ритуалов в сакральных пространствах;

- расширением круга персоналий авторов культовых искусств и выявлении современной специфики творчества в условиях канона;

- результатами анализа знаков культа в пространстве современного светского искусства (литературы, живописи, музыки, хореографии, кинематографа и анимации);

- установлением путей сакрализации профанного пространства средствами культовых искусств, а также в традиционной народно-религиозной практике.

Интерес российских ученых к данной проблематике не случаен. Когда говорят о единстве, поиске национальной идеи в России, имеют в виду и межконфессиональное согласие. Совместное проживание людей, принадлежащих к разным цивилизационным системам, нередко (иные считают – неизбежно) приводит к общности, созданию единых принципов сакрализации профанного. На это указывает наличие множества смысловых параллелизмов Священных писаний, общие принципы произнесения богослужебных текстов (в любой конфессии – не ординарное чтение, а пение, чтение нараспев и пр.), сходные акустические условия культовых сооружений, апелляция одновременно к нескольким видам богослужебных искусств. Эти и многие другие факторы свидетельствуют о наличии общей мозаичной мобильной и весьма динамичной сакральной сферы, компоненты которой находятся в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии.

Богослужебные практики ведущих мировых конфессий, помимо указанных точек соприкосновения, имеют признаки, указывающие на согласование хода развития светских и культовых искусств, а также типологическое сходство отдельных средств выразительности. Усиление эстетического компонента в ущерб этическому в культовых и паралитургических искусствах, их секуляризация ‑ тенденция, общая для многих конфессий.

Участники конференции выражают озабоченность сохранностью нашего общего духовного наследия. Недопустимость искажения Священных писаний, их реинтерпретации и расширенное толкование оценивается ими как опасность в сложившейся современной политической ситуации и угроза традиционному укладу жизни в многонациональной и многоконфессиональной России.

Сакральное пространство современного человека эластично и подвижно. Богослужебные тексты и проповеди мгновенно реагируют на события в мире, а культовые искусства, как чуткий индикатор духовного состояния общества, отражают происходящее средствами традиционной поэтики.

Участники конференции не призывали к диалогу религий или выработке надрелигиозной доктрины. Их задачи сугубо научные: способствовать оперативной и достоверной фиксации происходящего в сфере культовых искусств в контексте богослужения; собирать, анализировать и публично представлять высокохудожественные образцы культовых искусств, одинаково значимые для людей разных вероисповеданий; постепенно накапливать банк данных, характеризующих богослужебные практики в целом и их отдельные фрагменты; разработать методологическую основу для исследования культовых искусств в рамках светской и религиозной жизни. Большое число исследователей, эмоционально включившихся в подготовку и работу конференции, свидетельствуют о востребованности выбранной темы и нацеливают на продолжение начатого дела.

Доктор искусствоведения, профессор

Заведующая кафедрой

музыкально-исполнительских дисциплин

Адыгейского государственного университета

Заслуженный деятель искусств Адыгеи

Регент Свято-Воскресенского храма г. Майкопа

С.И. Хватова

(Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-04-14040)

 


Читайте также: