«Господь по-разному к себе приводит»


14 октября 2023

Многие новые храмы нашей епархи уходят своими корнями в историю 19 века. Один из них — Покровский храм села Натырбово. О его судьбе в прошлом и настоящем наша беседа с настоятелем, священником Андреем Тоцким.

— Отец Андрей, что вам известно о вашем сельском храме?

— Село Натырбово было основано так. Отставные чины получали земельные наделы для обустройства домохозяйств. Первым делом эти люди построили в 1893 году молельный дом. Он был деревянный, на столбах. Со временем село начало расширяться, и в 1897 году к этому молельному дому пристроили алтарь. И 22 июля того же года его освятили в честь Покрова Божией Матери. Жители Натырбово были людьми верующими, поэтому в том же 1897 году по благословению Владыки они начали строительство в центре села большого, по историческим данным величественного, кирпичного храма. В 1902 году строительство было завершено, и 30 сентября 1902 года состоялось великое освящение нового храма также в честь Покрова Божией Матери. К сожалению, храм этот простоял недолго по известным причинам, не позднее 1931-1937 года — точнее нам не известно. Он был взорван. До этого времени в храме проводились богослужения. Там же, за алтарем, был похоронен и первый его настоятель. А деревянный храм простоял до 50-х годов, позже, по словам старожилов, его то ли разобрали, то ли он сгорел. Тем не менее, в советское время церковная община сохранялась, службы проводились в частных домах жителей, и батюшки в Натырбово назначались. Непочтительно обошлись представители местной власти и с могилкой первого настоятеля: ее сравняли с землей и на этом месте сделали танцплощадку. Интересен тот факт, что когда храм взорвали, фундамент уцелел, и разрушить его не получилось, поэтому построенный там Дом культуры стоит наполовину на церковном фундаменте. На том месте, где стоял первый кирпичный храм, мы теперь установили поклонный крест.

В 50-е годы жители села все-таки стали собирать деньги, чтобы купить хотя бы небольшое турлучное здание, где можно будет оборудовать молельный дом. В 1965 году в Натырбово пришел настоятелем отец Михаил Денисенко. При нем к зданию была пристроена небольшая звонница, что дало возможность переименовать молельный дом в небольшой храм. Отец Михаил служил в этом храме до 2005 года. Затем за четыре года сменились несколько священников, а в 2009 году Владыка направил меня настоятелем этого храма.

— Вы родом из этих мест?

— Нет. Я жил в Калмыкии, учился в Иваново, а приехал в Адыгею. Жену нашел в Натырбово. Вышло так, что со мной в семинарии учился парнишка из Натырбово. И я вместе с ним приехал сюда и познакомился со своей будущей супругой. После окончания семинарии через год приехал в Натырбово, и мы поженились. Думаю, что все так произошло по велению Божию, потому что попасть из Калмыкии сюда, где не было ни родных, ни знакомых. — это, думаю, промыслительно. К слову, и Владыка, когда я приехал к нему за назначением, сразу сказал: «Поедешь в Натырбово». Так я и попал служить на родину своей жены, так здесь и остался.

— Как возникла мысль возводить храм?

— Как раз в это время возрождалось местное казачье общество, и в 2010 году мы с казаками и прихожанами приняли решение начать вокруг нашего маленького храма строить настоящий большой храм, а старый после возведения стен убрать. Построить на историческом месте не получилось, поскольку там уже был парк. В мае по моей просьбе казаки приступили к устройству фундамента, выкопали траншею. Правда, местные жители не очень верили в эту затею, посмеивались: выкопали и будете сидеть в этих окопах. Но я мысленно сказал: если будет на то Твоя воля, Господи, то построим храм. Денег собрали не так, чтобы много, но смогли закупить цемент, арматуру. Я снова обратился к казакам с просьбой залить фундамент— пусть хотя бы он будет, люди увидят, что дело движется, может и поверят, что реально храм построить. За два дня почти 60 пар казачьих рук управились с заливкой фундамента. Теперь уже можно было браться за оформление документации.

После того, как залили фундамент, люди увидели, что с храмом стало подвигаться дело с места, стали откликаться, собирать деньги. Это дало нам возможность, чтобы закупить черновой кирпич. В августе того же года готовы были начать класть стены. Задержка была за каменщиками: к кому ни обращались, все называли непосильную для нас цену. Я обратился за советом к Владыке. Он сказал: «Ничего, давайте помолимся». Когда я возвращался от Владыки домой, раздался телефонный звонок от человека, который нам уже помогал. Он сказал, что по профессии каменщик и готов завтра же выйти делать кладку. Я мысленно только сказал: «Господи, неужели так сразу...». Каменщик, слава Богу, был, мы обратились на кирпичный завод, где нам пошли навстречу и продали кирпич за полцены. Так началась работа по возведению стен. Хотя каменщик был один, но помощников у него было достаточно, так что работа спорилась. Жители села, кто хотел, у кого было время, тоже приходили и помогали. И тут произошло интересное явление. Люди стали приносить старинные кирпичи с крестами. Оказывается, когда храм разрушили, люди стали разбирать кирпичи от него по домам. Таким образом, нам принесли больше двухсот кирпичей. Мы их вперемешку уложили в новые стены. Таким образом получается, что старый храм как бы принимает участие в жизни возводимого храма. Стены подняли, о сооружении сразу же и крыши даже не помышляли. Мы на зиму «законсервировали» выведенные стены.

— А что было дальше?

— Люди всю зиму приносили деньги небольшими суммами. Таким образом они собирались, и мы начали закупать металл, нашелся человек, который сварил каркас для крыши. С приходом тепла пришло время разбирать наш маленький храмик, который оказался теперь внутри нового здания и мешал накрывать крышу. Я бросил клич к населению, отозвались все: нас собралось, как мне помнится, человек 80. За один день мы все разобрали и вынесли. А Богослужения проходили в приспособленном помещении, где была трапезная. Там мы служили где-то полтора года. Таким чудесным образом происходила стройка нашего храма. И все это время сельчане активно помогали: кто деньгами, кто своим трудом, кто добрым советом. С Божией помощью накрыли крышу. А купол опять же заказать не за что. Обратились к мастерам, запросили 800 тысяч. Таких денег у нас не было. И мы решили просто закрыть место для купола, как говорится, до лучших времён. Решили попробовать облицевать черновой кирпич. Перед праздником Покрова люди, как обычно, приносили деньги: кто пять рублей, кто больше, кто сколько мог. Мы решили всех этих людей записать в специальную книгу, сделали с нее копию, а оригинал положили между черновой и облицовочной стенами. Может быть, когда-то в будущем люди найдут и узнают, как «по копейкам» строился этот храм. Конечно, таких средств нам бы не хватило, закупить облицовочный кирпич нам помогли депутаты. А кладку делал тот же мастер, и за 2012-й год эта работа была полностью сделана.

— Храм вы с прихожанами и жителями строили своими силами. А со стороны кто-нибудь помогал?

— Вот слушайте. Опять стал вопрос о куполе. Из нашего села одна женщина переехала жить в Новую Зеландию, она узнала, что в селе строится храм и предложила некоторую сумму, которой не хватило бы на купол, зато полностью хватило запустить отопление в новом храме.

В 2013 году на Покров мы перешли в новый храм, хотя он стоял еще без окон и дверей. Полы были тоже черновые. Службы так шли до декабря. С наступлением холодов снова перешли в приспособленное помещение. Помогли местные фермеры, дай Бог им здоровья, они сложились и в течение зимы поставили в храме новые окна и двери. Люди не оставляли помощь, приносили кто 100, кто 500 а кто и 1000 рублей. За зиму накопилось средств, которые пошли на оштукатуривание внутренних стен.

Но меня не покидала мысль о куполе, все время молился, чтобы Господь послал кого-то, кто сможет пожертвовать на него. Позвонил местный житель, коренной натырбовец, вся его родня местная, но он с семьей переехал в Москву— спросил, чем может помочь. Я сказал, что проблема с приобретением и установкой купола, но сумма очень большая. Он ответил: «Заказывайте». Я заколебался, сумма-то огромная. Но он заверил, что все будет, как он обещает. Мы заказали, пришло время рассчитываться, и он перевел нужную сумму мастерам. Мастера приехали, установили купол с крестом. А к 2014 году пришло время подумать о колокольне. Обратились к тому же каменщику, помог глава района деньгами. Колокольню сложили, а установку шатра и купола оплатил тот же человек, который платил за установку купола на храме. Этот же московский благотворитель прислал шесть колоколов, и на самом большом было написано: «От жителей села Натырбово». Освятили мы колокольню на медовый Спас. На черновой бетонный пол в храме положили систему обогрева, а сверху — керамогранит. Провели освещение. Все эти работы совершали жители нашего села и местные казаки. Несмотря на то, что стройка затянулась на несколько лет, жители продолжали активно помогать. В этом же 2014 году 30 сентября Владыка Тихон освятил храм. Почему выбрали эту дату, а не день Покрова? Потому что первый кирпичный храм в селе тоже освятили в день празднования святых мучениц Веры, Надежды и Любови в 1902 году, хотя храм был Покровский. На освящении нашего храма было много народу, приезжал и мой духовный отец, приезжали моей супруги братья, тоже священники.

— Как я понимаю, к этому времени основные работы были уже закончены.

— В 2014 году можно было уже подытожить сделанное. Но работы впереди достаточно. Сейчас облагораживается территория. Мы ее полностью вымостили тротуарной плиткой, чтобы чисто было и удобно ходить крестным ходом. Прежде не один год засыпали щебнем, но он уходил в землю, как будто его и не было. А сейчас хорошо. Специального места под цветники не оставляли, поскольку большинство прихожан — люди весьма преклонного возраста. Но нашлись люди, которые в прошлом году предложили по всему периметру двора посадить туи. Надо сказать, что они очень аккуратно вынули квадратами плитку, не нарушив целостность основного покрытия территории. А весной наши бабушки собрались и посеяли под туями петунью. Получилось очень красиво. Забор решили не ставить, вместо него установили столбики, которые соединили цепью, на сами столбики установили энергосберегающие лампы. Вечером довольно эффектно смотрится. Удобно и то, что с наступлением темноты они сами включаются, а утром выключаются. Местные жители вечером приходят на территорию храма, прогуливаются, отдыхают, сидят на скамейках.

— А молодежь в селе есть, есть молодые среди прихожан?

— Молодых у нас почти нет. Работы в селе практически тоже нет, поэтому кто-то после школы уезжает на учебу, а кто постарше — работают в других регионах вахтовым методом.

— Что еще нужно сделать в храме?

— В прошлом году после одного из праздников прихожане мне сказали, что было бы очень хорошо расписать храм. Но я им сказал, что это очень дорогая и несбыточная мечта. Однако в этом году нашелся человек, готовый выделить небольшую сумму, которой хватит, чтобы расписать изнутри барабан и купольную часть. Сейчас ищем, кто бы нам смог это сделать. Мастеров много, цены у всех разные. Есть одни, с которыми можно договариваться, ждем, какой эскиз они нам предоставят. Если Владыка благословит, можно будет начинать хотя бы барабан — там почти 100 квадратных метров. Хочется, конечно, весь храм расписать. Остается только молиться, чтобы Господь помог. Вообще, когда мы в прошлом году подводили итоги, даже удивились, какие суммы проходили и от добровольных благотворителей и, собранные самими жителями села.

Иконы для храма писала женщина-иконописец из Лабинска. Оплату за работу взяли на себя прихожане — каждый какую-то одну. Когда создавался иконостас, люди принесли старинный крест, который когда-то стоял на иконостасе первого кирпичного храма. Мы его так же установили наверху нового иконостаса.

— А сам иконостас у вас из чего?

— Перегородка иконостаса у нас кирпичная, оштукатуренная. Стал вопрос, как ее дальше оформлять. Решили применить гипсовый декор. Нашлись и мастера, которые сумели красиво это сделать. Но все это просто белое, нет красоты и выразительности. Нашли в Краснодаре мастерицу, но она не работала на выезд. Пришлось согласовывать с ее семьей. В конце концов муж согласился и даже сам привез ее в Натырбово. Не одну неделю она трудилась, но результат порадовал. И уехала она в приподнятом настроении, и мы были благодарны ей за такую красоту. На ее жизнь это также повлияло — она стала прихожанкой одного краснодарского храма. К слову, и наш каменщик после работы на строительстве храма тоже покрестился. Есть и другие сельчане, которые за время возведения храма стали его прихожанами. Отчасти они заменили собой ушедшее старшее поколение. Господь по-разному к себе людей приводит.

Беседовала монахиня Сосанна


Читайте также: