Нравственность как аксиологический аспект права


01 июля 2013

В данной статье мы рассмотрим право с нравственных позиций и нравственность как аксиологическую1, т.е. ценностную и неотъемлемую составляющую права. Сегодня трудно найти более важную и в то же время непростую тему для исследования, чем проблема нравственной составляющей права. Актуальность данной темы определяется тем, что нравственность и право являются фундаментальными ценностными, аксиологическими формами человеческого бытия, нераздельно связанными между собой генетическими и историческими нитями, но в то же время все больше удаляющимися друг от друга в представлении современного общества. Этот вопрос приобретает сегодня большую значимость и в связи с развитием и усложнением государственно-общественных отношений. Социально-философская мысль всегда обращала весьма пристальное внимание на вопросы правосознания, в том числе на обоснование и оправдание правового идеала, связи права и нравственности.

Прежде чем перейти к изложению основных вопросов, следует раскрыть содержание понятий, используемых в нашей статье, так как они имеют различное толкование в литературе.

Мораль — разновидность социальных норм, регулирующих общественные отношения, получивших идейное обоснование в общественных представлениях о добре, зле, справедливости и долге. Содержание морали образуют правила должного поведения.

Нравственность — категория, обычно отождествляемая с моралью. Нравственность — это представление об общественной морали, о том, как человек должен поступать в конкретных ситуациях, исходя из общественных интересов. Нравственно то, что справедливо.

Справедливость — требование соответствия того, что человек имеет, тому, что он должен иметь, исходя из вклада, вносимого им в общественно полезную деятельность.

Право — система общеобязательных норм, установленных и обеспечиваемых силой государственного принуждения, осуществляющих регулирование общественных отношений в соответствии с существующими в обществе социально-экономическими, политическими и духовно-нравственными устоями.

Естественное право — трактуется как право, возникающее помимо закона, вне правотворческой деятельности людей; оно вытекает из человеческого естества, представляет условие существования человека. Это право на жизнь, пищу, свободу передвижения, создание семьи, труд и т.д. Естественное право, конечно, может и должно закрепляться в законе, если оно социально допустимо, приемлемо, тогда оно приобретает повышенную юридическую силу. Естественное право обычно закрепляется в международных нормах (например, Всеобщая Декларация прав человека 1948 г.) и в Конституции РФ. Другие отрасли права (гражданское, семейное, трудовое и т.д.) развивают и охраняют их. Вопрос в том, в какой мере эти естественные права могут реализоваться в конкретных исторических условиях, как они сочетаются с соответствующими обязанностями?

Любопытно отношение морали к естественному и позитивному праву. Нормы естественного права в своей основе изначально моральны, нравственны, ибо они направлены на обеспечение существования человека. Безнравственными могут быть законы, которые не отражают либо в недостаточной мере отражают естественное право человека при наличии условий для их осуществления. Нормы позитивного права, в отличие от естественных, по своей сути не моральные, но они могут признаваться моральными, если направлены на обеспечение, реализацию естественных прав человека, норм морали и нравственности. В противном случае позитивные нормы права следует признавать аморальными. Не могут признаваться, например, моральными правовые нормы, запрещающие мирные демонстрации и митинги, подавление патриотического движения и т.д.

Мораль и право в своем происхождении едины. Имеющиеся научные и законодательные источники исходят из существования единой основы норм морали и права, ею является нравственный догмат о справедливости.

Так, римское право, на котором строятся современные европейские и некоторые другие правовые системы, берет за основу идею справедливости:: «Jus ect ars boniet aequit» — «Право есть искусство добра и справедливости».

В основе справедливости лежит так называемый императив И.Канта, согласно которому свободное волеизъявление одного лица не должно противоречить свободе других. Этот императив закреплен и в нынешней Конституции РФ, статья 17, которая гласит: «Осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц».

Проблема нравственности и права особо остро встает на рубеже переходных исторических периодов смены эпох в жизни общества и государства. Сейчас мы подобное явление мы можем наблюдать в современной России. Очевидно, что переход к рыночной экономике и демократии в России сопровождается пересмотром отношения общества к таким правовым категориям, как мораль, справедливость, свобода, равенство2.

Существует немало исследований в области естественно-правовой теории права, в которых глубоко раскрывается такие принципы права, как справедливость, свобода, равенство, гуманизм, которые имеют богатое глубокое нравственно-этическое содержание3. Нравственность и право аксиоматично являются мощными регуляторами общественных отношений, в этом у нас сомнений нет. Например, нарушение некоторых христианских заповедей, таких как «не убий», «не укради», всегда во всех обществах и сегодня является преступлением и преследуется законом4. Право должно войти в систему моральных ценностей, действие по праву должно признаваться нравственным поступком, деятельность правоохранительных и судебных органов должна быть подчинена не только правовым, но, главным образом, нравственным законам.

Современный отечественный исследователь права А. Ф. Замалеев в статье «Фазисы русской нравственности» пишет: «Преобладание этического момента всегда составляло характерную черту русской философии. Этот «панморализм», сложившийся преимущественно на почве православия, окрашивает мировоззрение почти всех отечественных мыслителей, даже тех, которые не занимались непосредственно вопросами морали»5.

Существует и не менее важная обратная связь в рассматриваемом вопросе. Соответственно право должно отвечать положениям морально-нравственных норм, ведь внутреннее нравственное содержание права – важнейшее условие его эффективности6. «В отличие от императивного закона, право имеет и внутреннее убеждение, и здесь оно смежно со сферой действия морали. Современное правовое государство ставит на первое место человека, его свободы и права, что вытекает также из сути православного вероучения. Принципиальной становятся моральная оправданность закона, справедливость права»7.

Философская мысль всегда обращалась к рассмотрению права сквозь призму нравственности. Отечественные мыслители, такие как И. Ильин, Н. Бердяев, П. Новгородцев, Л. Петражицкий, Б. Чичерин, Н. Алексеев и другие, заявляли, что нравственность, справедливость и свобода является разумным началом права. Например, русский специалист в области философии права П. Новгородцев в предисловии к сборнику «Проблемы идеализма» говорил, что современное отношение к философской науке объясняется прежде всего потребностями нравственного сознания – о должном, о нравственном идеале. «Мы ищем абсолютных заповедей и принципов – в этом именно и состоит сущность нравственных исканий, - а нам отвечают указанием на то, что все в мире относительно, все условно»8. Его слова как бы подводят общий итог русской мысли в области философии права.

Крупный русский специалист в области философии права Н. Алексеев выводит свою концепцию правового нравственного идеала. В то же время он утверждает, что современный правовой кризис обусловлен утопичной попыткой создания абсолютно совершенного государства исключительно посредством права. «Но с точки зрения внутренней логики идей вера в скорейшее и окончательное осуществление общественного совершенства покоилась на недостаточном понимании того, что такое общественный, политический и правовой идеал. И такое же непонимание лежало в основе столь свойственной новейшему западному человечеству веры в универсальную, всеспасающую и всеисцеляющую общественную миссию права»9. Это не отрицание права, а, скорее, отрицание его абсолютизации, ведущее к правовому бессилию и государственному неустройству. Правовой нравственный идеал - это отнюдь не стремление к достижению совершенного социального бытия, а стремление к постепенному улучшению общественного устройства.

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, основываясь на утверждении русского философа Владимира Соловьева, нам говорят, что «право содержит в себе некоторый минимум нравственных норм, обязательных для всех членов общества. Задача светского закона - не в том, чтобы лежащий во зле мир превратился в Царствие Божие, а в том, чтобы он не превратился в ад»10. В русской философии права само понятие «нравственность» раскрывается как некое абсолютное начало, которое не зависит от различных культурно-исторических контекстов развития общества. Это одна из основополагающих ее черт. Мораль может иметь принципиальное значение для решения ряда юридических вопросов ответственности. Например, в УК РФ в ряде составов особо тяжких преступлений выделен такой признак, как особая жестокость (убийство, изнасилование). Жестокость — это характеристика нравственная. Естественно, убивать само по себе безнравственно, но убивать, причиняя жертве излишние страдания, - это показатель высшей степени безнравственности.

Приведем высказывание выдающегося представителя правовой мысли Г.Л.А. Харта, который пишет: «… теория естественного права во всех своих изменчивых видах пытается настаивать на том, что люди в равной мере привержены целям и едины в понимании целей (стремление к знанию, справедливость по отношению к их собратьям), отличных от цели простого выживания»11. Но, к сожалению, мы сегодня можем наблюдать в российском обществе неоднородность представлений о морально-нравственных ценностях. В связи с этим имеет место и множественность типов правопонимания. Поэтому есть различное понимание взаимодействия права и морали12. Можно достаточно четко констатировать этот трансформационный процесс: сегодня мораль уступает позиции праву, право, потеряв моральную основу, уступает дорогу силе. В результате формируется право силы, которое доминирует над силой права, справедливости. Видный английский философ, правовед и богослов Сэмьюэл Кларк, точно отражая сущность подобных явлений, пишет: «Абсурдно и предосудительно по небрежности путать очевидно правильное и неправильное, то есть представлять себе соразмерность вещей в области морали не таковой, какова она на самом деле, или намеренно действовать вопреки наперед известной справедливости и беспристрастности, то есть желать, чтобы вещи стали тем, чем они не являются и быть не могут, а это самонадеянно, дерзко, противно знанию, разуму и здравому смыслу, это попытка разрушить порядок, на котором держится мироздание, и, помимо всего прочего, это так же абсурдно …, как называть свет тьмой»13. Поэтому общество в первую очередь должно стремиться к господству нравственных законов в мире. Мы понимаем, что в условиях многомерной духовности современной России идея нравственного государства — это лишь маяк, к которому надо приближаться гражданскому обществу. Тем не менее она должна осознаваться как цель, что обязывает общество в процессе укрепления государства и права с не меньшей энергией бороться за формирование единого высоконравственного духовного пространства как основы права.

Нельзя отрицать тот факт, что все общества проявляют интерес к истине как в практическом смысле (выживание, уклонение от опасностей), так и в теоретическом и мировоззренческом (религия или свод этических норм, например, адат на Кавказе). Каждое общество почитает такие ценности, как превалирование общественного интереса над частным, взаимопомощь, внутригрупповые права и обязанности, справедливость. Все обращаются с телами умерших уважительно согласно определенной церемонии, отличной от утилизации отходов. В той или иной форме религия имеет всеобщий характер14.

Проблема взаимоотношения морали и прав в последнее время становится особенно актуальной, и решение этой проблемы для человека происходит в борьбе за свое естественное право быть свободной личностью в обществе себе равных. Например, УК РФ требует учитывать при решении вопросов уголовной ответственности такой показатель, как личность преступника. Само по себе это положение свидетельствует о нравственности уголовного закона. Но здесь речь идет о нравственном факторе, учитываемом самим законом. Если право не будет соответствовать своей глубинной нравственной сущности, то это в первую очередь отразится на том положении, что назначение государства – служение обществу и конкретно личности – не сможет реализоваться. Отрыв права от нравственно-моральных норм неизбежно приведет к политико-государственному произволу и правовому хаосу15. Обесценивание законов в обществе – это явный показатель разобщенности народа. Мы уверены, что фундаментальные нормы будущего законы должны проходить этическую экспертизу на предмет соответствия общепринятым морально-нравственным фундаментальным ценностям.

Норвежский криминолог, профессор Университета Осло, член Академии наук Норвегии и Швеции Нильс Кристи справедливо заключает, что «профессия права имеет дело с ценностями»16, и далее он констатирует, что, к сожалению, сегодня «право становится инструментом утилитарным, его отдаляют от культурных институтов. Вследствие этого право теряет наиболее важные качества, прежде всего – глубинную связь с сущностными областями человеческого опыта»17.

Человек имеет двусоставную природу, он одновременно и лицо духовно-нравственное, и физическое. Поэтому человек над собой имеет законы нравственные и законы биологической природы, которым он обязан подчиниться. Жизнь человека, личности и общества в целом во многом состоит из столкновения нравственных и физиологических интересов. Исторические события, начиная от пришествия в мир Христа до потрясений ХХ века, наглядно показывает нам весь трагизм человеческого общества и личности в целом. И право как нормативная система, подкрепленная силой государственного принуждения, несет на себе отражение двойственной духовно-нравственной и физической природы человека.

В основе права, как юридических норм, лежат, как мы уже говорили, идеальные нравственные принципы18. Но наряду с этим существуют еще другие искусственные нормы, которые хотя и могут быть закреплены государственным законодательством, но имеют иную природу – это насилие и произвол, закон сильного. Трагические события ХХ века в России - террор, облеченный в государственные рамки, - нам это наглядно показывают.

Условно разделим государственные законодательные нормы принуждения по их источнику, то есть по тому, лежат ли в их основе нравственные принципы либо это произвол сильного. Результатом будет отнесение того или иного узаконения к правовым или антиправовым нормам. Таким образом, раскрытие морально-нравственной природы права поможет выявить нам его истинную сущность, причины силы и слабости правовых систем19. Выявление нравственных оснований права и их глубокое осмысление даст возможность возрождения веры в справедливость и построения общества на основе идеи верховенства права. Нужно отметить, что в России еще окончательно не утвердилась в достаточной степени идея верховенства права, которое обществом во многом рассматривается как воля правящего класса и прикрытие произвола власти20.

Если право в общественном сознании предстанет как нечто независимое от всякого произвола, как некий высший социальный порядок бытия, то это поможет подчинить власть праву и построить правовое общество. Ведь только через раскрытие нравственного основания и значимости права общество сможет прийти к идее верховенства права. А это в свою очередь позволит успешно отражать силы, попирающие права и свободы человека и его достоинство. Весьма важен в наше время поиск новых правовых идей, но в то же время нужно не дать возможности склониться к правовому нигилизму или правовому релятивизму. Очень важно, чтобы современная юриспруденция более глубоко подходила к вопросам морали и права и не забывала о духовно-нравственных истоках права. России нужна такая правовая идея, которая бы позволила качественно улучшить работу всех юридических институтов, защиту прав и свобод человека и, соответственно, обеспечить процветание нашей страны.

Весь опыт политико-правовой мысли говорит о том, что сила, основанная на убеждении, более действенна, чем сила, основанная на принуждении. Убеждение же зиждется на определенных идеях, воспринятых человеческим разумом как определенный путь действий, взаимоотношений в обществе. Идеи, на которых основано право, нравственны по своей сущности, это свобода, справедливость, равенство. Эти идеи вечны, они носят неизменный характер и будут значимы до тех пор, пока существует общество, основанное на праве. И чем острее социальный кризис, тем сильнее возникает потребность строить социальную жизнь на крепком нравственно-правовом основании21.

 

Иеромонах Даниил (ЧАДАЕВ)
Майкопская и Адыгейская Епархия РПЦ (МП)
 

Данная работа опубликована также на:

  1. сайте Санкт-Петербургской православной духовной академии  
  2. научном богословском портале Богослов.RU

 

Использованная литература

1 АКСИОЛОГИЯ (греч. axia - ценность, logos - слово, учение) - философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам. Новейший философский словарь. Словари и энциклопедии на академике. [Электронный ресурс] URL http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/55/АКСИОЛОГИЯ (дата обращения 12.06.2013).

2 См.: Цыбулевская О. И. Нравственные основания современного Российского права. Автореф. дис. докт. юрид. наук.- Саратов, 2004 г.. // Библиотека юридических наук Law Theses [ Электронный ресурс ] URL: http://lawtheses.com/nravstvennye-osnovaniya-sovremennogo-rossiyskogo-prava (дата обращения30.04.2013).

3 См.: Цыбулевская О. И. Нравственные основания современного Российского права. Автореф. дис. докт. юрид. наук. – Саратов, 2004 г.; См.: Ведяхина К. В. Основные нравственно-этические и социально-политические принципы Российского права. Автореф. дис. канд. юрид. наук. – Самара, 2001 г. // Библиотека юридических наук Law Theses [ Электронный ресурс ] URL: http://lawtheses.com/osnovnye-nravstvenno-eticheskie-i-sotsialno-politicheskie-printsipy-rossiyskogo-prava (дата обращения 30.04.2013).

4 См.: Виноградова О. П. Религиозные аспекты в Российском праве. Автореф. дис. канд. юрид. наук.- Нижний-Новгород, 2011 г. // Библиотека юридических наук Law Theses [ Электронный ресурс ] URL: http://lawtheses.com/nravstvennye-osnovaniya-sovremennogo-rossiyskogo-prava (дата обращения 30.04.2013).

5 Замалеев А.Ф. Фазисы русской нравственности / А.Ф. Замалеев // Смысл жизни в русской философии. Конец XIX – начало XX века. – СПб.: Наука, 1995. – С.5.

6 См.: Ведяхина К. В. Основные нравственно-этические и социально-политические принципы Российского права. Автореф. дис. канд. юрид. наук. – Самара, 2001 г.

7 Хвыля-Олинтер А., диакон, к.ю.н. Конституция 1993 года – взгляд православного юриста. // Официальный сайт Белгородской Православной Духовной семинарии. [Электронный ресурс]. Журнал «Миссионерское обозрение» № 12, 2003. URL: http://seminaria.bel.ru/pages/mo/2003/mo12_st_4.htm, ( дата обращения 30.04.2013).

8 Новгородцев П.И. Кант, как моралист// Сочинения. – М. : Раритет, 1995. – С. 234.

9 Алексеев Н.Н. Основы философии права. – СПб. : Юрид. ин-т, 1998. – С. 202.

10 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Христианская этика и светское право, гл. IV.2. // Официальный сайт Московской Патриархии [ Электронный ресурс ] URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html, (дата обращения 30.04.2013); См.: Соловьев В. С.Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьев В. С. Соч. в 2-х тт. – М.: Мысль, 1988. Т. 1, с. 454.

11 Финнис Дж. Естественное право и естественные права. М.: ИРИСЭН, Мысль, 2012 г. С. 51.

12 См.: Цыбулевская О. И. Нравственные основания современного Российского права. Автореф. дис. докт. юрид. наук.Саратов.

13 Финнис Дж. Естественное право и естественные права. С. 64.

14 См.: Финнис Дж. Естественное право и естественные права. С. 116.

15 См.: Цыбулевская О. И. Нравственные основания современного Российского права. Автореф. дис. докт. юрид. наук. 2004 г. Саратов.

16 Кристи Н. Борьба с преступностью как индустрия. Вперед к ГУЛАГу западного образца. М., 2001. С. 190.

17 Там же. С. 190-191.

18 См.: Цыбулевская О. И. Нравственные основания современного Российского права. Автореф. дис. докт. юрид. наук. 2004 г.

19 См.: Шитов А. Н. Моральные основания права. Автореф. дис. канд. юрид. наук. М. 1996. // Библиотека юридических наук Law Theses [ Электронный ресурс ] URL: //http://law.edu.ru/book/book.asp?bookID=1226065, (дата обращения 30.04.2013).

20 Там же.

21 Там же.


Читайте также: