Слово архиепископа Майкопского и Адыгейского Тихона на начало Великого поста


17 марта 2024

Дорогие братья и сестры!

Вновь мы вступили в спасительное поприще Великого поста. «Прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство Ангелов и спасение человеков; вернии возопиим: Боже, помилуй нас». Стихира на утрени в понедельник первой недели Великого поста.

Как нам повествует Евангелие (Лк. 4; Мф. 4), Христос Спаситель, крестившись в водах Иордана, «возведен был Духом в пустыню» (Мф. 4:1), чтобы сорок дней провести в строгом посте и быть искушаемым от диавола. «И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал». (Мф. 4:2) «Итак, пропостившись сорок дней и ночей, „напоследок взалкал“, давая таким образом случай дьяволу приступить к Нему, чтобы Своей борьбой с ним показать, как должно преодолевать и побеждать. Так поступают и борцы, желая научить своих учеников одолевать и побеждать борющихся с ними, они нарочно в палестрах схватываются с другими, чтобы ученики замечали телодвижения борющихся и учились искусству победы. То же сделано было и там. Восхотев привлечь дьявола на борьбу, Христос обнаружил перед ним Свой голод, и, когда тот приблизился, Он взял его, и затем раз, другой раз и третий низложил его со свойственной Ему легкостью» (Свт. Иоанн Златоуст)

Таким образом сам Господь наш Иисус Христос освятил Четыредесятницу, являя нам пример, научая нас посту и воздержанию.

Но мы должны помнить, что ограничение в пище само по себе недостаточно. Святитель Василий Великий предупреждает всех, приступающих к подвигу прохождения поста: «Берегитесь измерять пост простым воздержанием от пищи. Тот, кто воздерживается от пищи, а ведет себя неподобающе, уподобляется диаволу, который хотя ничего не ест, однако ж не перестает грешить»«Воздержание от пищи само по себе недостаточно к тому, чтобы сделать пост похвальным, а надобно, чтобы и в прочем соответствовало поведение, то есть речи, и обращение, и сближение должно иметь с теми, от кого можно получить пользу, так чтобы воздержание от пищи было дополнением подвижничества».

Постящийся должен помнить слова святителя Иоанна Златоуста: «Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься, — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело».

Отношение к посту в наше время особенное, если не сказать «удивительное». А вызывает удивление то, с какой легкостью мы пренебрегаем этими спасительными днями, которые могут принести огромную пользу нашей душе, преобразив ее. Православные христиане радуются наступлению Великого поста, ибо спасительное его время, очищающее и освящающее их души, — это время переосмысления, время покаяния и усиленной молитвы, время изменения жизни, время возвращения, подобно блудному сыну, в Отеческие объятия. Этот период церковного года с любовью называют «весной духовной». Ведь именно весной природа просыпается ото сна, все вокруг обновляется и возрождается вновь. А люди, отошедшие от Церкви, утратившие дух подлинной церковной жизни, к сожалению, как бы не замечают наступления поста, он для них словно не существует.

Телесный пост — это лишь первая, вспомогательная ступень, и он должен способствовать, прежде всего, отсечению страстей и преображению внутреннего нашего человека.

И мы должны помнить, что на пути к Господу нельзя быть злым и раздражительным, обижать и осуждать близких, превозноситься над ними, гордиться, подобно фарисеям, своим «постным деланием». Все это обесценивает наши усилия и лишь отдаляет от Христа.

Есть в богослужебном круге такие слова: «Постимся постом приятным». Но что это значит? Может ли время ограничений и строгости быть приятным и приносящим радость и удовольствие?

Этот фрагмент взят из стихиры — песнопения первого дня Великого поста. Полностью эти строки звучат так: «Будем поститься постом приятным, благоугодным Господу; истинный пост — от пороков уклонение, воздержание языка, отказ от гнева, разлучение с вожделениями, злословием, ложью и клятвопреступлением. Оскудение всего этого — таков истинный пост и благоприятный!» (Стихира, в понедельник Великого поста).

Какой же пост угоден Господу? Об этом Сам Сын Божий говорит в Нагорной проповеди: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный... Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися... А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно... Не собирайте себе сокровищ на земле..., а собирайте... на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6: 21).

По древней церковной традиции накануне Святой Четыредесятницы христиане испрашивают прощение друг у друга, поскольку только взаимное примирение может стать прочной основой для достойного прохождения Великого поста. Этот день называется Прощеным воскресеньем. Господь в святом Евангелии нам говорит: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23-24). Святитель Иоанн Златоуст так толкует данный отрывок: «О, благость! О, неизглаголанное человеколюбие! Господь повелевает, чтобы поклонение Ему оставлено было ради любви к ближнему, и тем показывает, что и прежние Его угрозы происходили не от неприязненности или желания наказывать, но от избытка любви. Какая кротость может сравниться с тою, которая выражается в этих словах? Пусть, говорит Он, прервется служение Мне, только бы сохранилась твоя любовь, потому что и то жертва, когда кто примиряется с братом». И еще один пример важности примирения и человеческого покаяния в Евангельском повествовании, где апостол Петр спросил Господа Иисуса Христа: «Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз?» (Мф. 17:21-22). Ответ Спасителя поражает нас Своей любовью и желанием простить и прощать всем: «Не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз». Думаю, что нет ни у кого повода сомневаться в любви Божьей к человеку и желанию всем спасения. Разве мы не должны поступать так, чтобы надеяться на прощение своих грехов? Прося прощения у Господа, разве мы не должны сначала простить наших обидчиков и самим попросить прощения?

Одна из главных целей Великого поста — вернуть себя в правильное духовное состояние, при котором жизнь во Христе и со Христом будет нашей первейшей необходимостью, вернется к нам настоящая радость от нашего бытия, а Царство Божие будет не какой-то иллюзорной сказкой, а реальностью, начинающейся еще здесь на земле. И помочь нам достигнуть
этого способно духовное трезвение, ибо эта добродетель учит нас внимательно относиться
к собственной духовной жизни, в противовес рассеянности, в которой мы все пребываем. Каждого из нас окружает множество угроз, как внешних, так и внутренних. Войны, локальные конфликты, стихийные бедствия и природные катаклизмы, терроризм, наркомания и алкоголизм, а также всевозможные виды греховной зависимости тоже становятся источником опасности как для самого человека, так и для окружающих его людей. В таких условиях человеку особенно необходимо быть внимательным к своей духовной жизни.

Великий пост — это время воздержания от греховных привычек. Самоограничение и воздержание, как свидетельствует опыт Православия, оказывает благотворное влияние на человека. Пост, соблюдаемый в соответствии с традициями Церкви, позволяет человеку сосредоточиться на молитве, углубиться в размышления о предметах духовных.

И вот именно этой сосредоточенности не хватает нам сегодня для того, чтобы преодолеть и наши личные греховные привычки, и общественные недуги. Всюду царят рассеянность и дух развлечения; культивируется нарочито легкомысленный, поверхностный подход ко всему — начиная с семьи и воспитания детей и заканчивая религиозными вопросами.

Этот год, 2024-й, объявлен в нашей стране Годом семьи. Каждому человеку хочется жить в крепкой материально и духовно сильной семье. Это желание естественное и нормальное для человека, так как добрая семья рождает и доброе наследие во всех смыслах слова, является крепким оплотом Отечества и надеждой на будущее. Но одними словами никто не способен создать ту самую крепкую семью, которая способна выстоять во всех жизненных испытаниях. Для этого необходимо предпринимать много трудов, затрат и усилий. А самым главным является духовное воспитание, которое и является стержнем и фундаментом для семьи и государства.

Церковь постоянно обращает внимание на то, что причины нарастающего демографического кризиса лежат не столько в области социально-экономических проблем, сколько в духовной сфере. Настоящими причинами сокращения рождаемости и увеличения смертности являются распространившиеся в обществе пороки — алкоголизм, наркомания, безнравственный образ жизни, аборты. А для борьбы с этими общественными недугами каждому из нас необходимо прежде всего то духовное трезвение, о котором мы говорим. И воздержание в широком смысле этого слова, а именно соблюдение церковных установлений в отношении поста и является тем инструментом, который помогает нам укрепиться духовно.

Опыт благочестивой жизни, накопленный поколениями наших предков, свидетельствует о том, что благодатная помощь, которую получают верующие в дни Великого поста, является тем единственным надежным основанием, на котором возможно выстроить и крепкую семью.

Святая Церковь предлагает нам благодатные средства как для выявления духовных болезней, так и для их врачевания. Чтобы научиться распознавать свои греховные недуги, всем нам следует чаще обращаться ко Господу со словами великопостной молитвы преподобного Ефрема Сирина: «Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения...». Очевидно, что после осознания своих греховных страстей каждый христианин должен приложить все усилия для их исправления.

В спасительные дни святой Четыредесятницы от всего сердца молитвенно желаю, чтобы все мы глубоко восприняли призыв Святой Церкви к исправлению нашей жизни, достойно и с пользой духовной прошли поприще Великого поста и в радости встретили Светлое Христово Воскресение.

Желаю всем верующим укрепиться духовно благодатными дарами Святой Церкви. Пусть помощь Божия сопутствует каждому из нас в дни Великого поста и на всем нашем жизненном пути. Аминь.


Читайте также: