Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2017

О строительстве Троицкой церкви в западной части г.Майкопа на средства горожан


Житель г.Майкопа с 1858 г. коллежский асессор Григорий Андреевич Коваленко в 1881 г. выразил желание оказать материаль­ную помощь населению западной части города в постройке церкви. 24 февраля 1881 г. жители западной части, города собрались на общественный сход для обсуждения вопроса о строительстве церкви. На сходе присутствовали 328 человек, представляющих 518 домохозяев, был приглашен также исполняющий должность Городового мещан­ского старосты Н.Пономаренко. Участники схода определили, что необходимость в построении новой православной церкви в западной части города имеется. Недостающие до необходимых 5 тысяч рублей решено было разложить на всех домовладельцев западной части города, «считая таковую от домов Виктора Ивановича Макарова, Степана Чугуевского, Власа Черненко, Алексея Братченкова и Василия, Мелихова, поскольку придется на каждую рабочую душу, с тем, что­бы половину этой cyммы внести к 15 марта, а другую половину – к 1 сентября 1881 г., обеспечив взнос этот всем своим достоянием»1.

Выбор места под церковь решили предоставить попечителю, коллежскому асессору Коваленко, жители дворовых мест, отводящихся под церковь, обязаны были перенести свои постройки на места, указанные городской управой с получением стоимости переноса по оценке назначенных управой оценщиков. Главным попечителем и распорядителем по постройке церкви, а также казначеем всех поступающих на строительство денежных сумм сход уполномочил отстав­ного коллежского асессора Коваленко л в помощь ему для проведе­ния сборов пожертвовании и окладных сумм с общества по доброволь­ной раскладке были назначены из среды домохозяев Ефим Трутенко, Илья Корбань, Александр Лазеев и Павел Ткаченко.

Кроме этого, жители западной части города обязались доставить своими средствами камень, песок и другие строительные материалы, а также выполнить некоторые, возможные для них работы;» как-то .выкопать фундаментный ров и др., сделав это до праздника Пасхи.

План церкви был выбран бывшим Майкопским городским архитектором и военным инженером из журнала «Зодчий», издававшегося Санкт-Петербурским обществом архитекторов.

Чтобы успеть до Пасхи, т.к. предстоящие летние работы е поле
отвлекут большую часть добровольных помощников, а также с учетом того, что церковь предполагалось строить каменную, следовательно, кладку лучше осуществлять летом, попечитель до получения официального разрешения решился приступить к заготовке материалов и рытью рвов для фундамента и к кладке фундамента на отведенном месте, осви­детельствованное техниками городской управы.

Сообщая об этом в прошении на имя Епископа Кавказского и Екаеринодарского, Г.А.Коваленков пишет: «... Взяв на себя нравственную и материальную ответственность за правильное выполнение всего необходимого для построения предположенной церкви, рассчитываю встретить полное снисхождение за нарушение, вызванное крайними об­стоятельствами, некоторых формальностей, не могущих никому причинить вреда и убытка, но поселивших в сердцах.., сладкую надежду иметь Храм молитвы и энергию для принесения трудов и должной помощи на осуществление этой надежды...»1.

19 мая 1881 г. благочинный округа протоиерей Евгений Петровский сообщает в Духовную Консисторию, что часть жителей мещанского населения
западной стороны г.Майкопа решили устроить для себя особую церковь. Постройка церкви уже начата и, по отзыву рабочих, фундамент
будет окончен в конце мая. Благочинный 16 мая посетил место строительства и сообщил Епископу, что Церковь от алтаря до западных дверей предположительно до 20 аршин, а шириной до 15 аршин, .длина алтаря до 6 аршин, а ширина – до 7 аршин.

15 июня 1881 г. вопрос о строительстве данной церкви обсуждался в Духовной Консистории. В связи с тем, что церковь начали строить без разрешения епархиальных властей, не был представлен проект, а также с учетом того, что в городе уже имелись две церкви: одна в центре города Соборная, а другая, строящаяся, во 2-ой части города Консистория решила немедленно просить Майкопское городское полицейское управление воспретить коллежскому асессору гр.Коваленкову постройку церкви и предупредить его, что если он будет самовольно продолжать строительные работы, то будет привлечен к законной ответ­ственности.

8мая 1882 г. Г.Коваленков направляет новое прошение к Епископу, прилагая к нему проект церкви, рассмотренный и утвержденный строительно-дорожным комитетом при Главноначальствующем на Кавказе и за Кавказом и предписание Кубанского областного правле­ния от 28 апреля 1882 г., смету на строительство, технические обя­зательства о надзоре за постройкой и общественный приговор схода граждан. Представляя вниманию эпископа все эти документы, попе­читель просил о разрешении возвести в г.Майкопе новую церковь, о благословлении проекта и разрешении освятить место и закладку
церкви.

18 мая 1882 г., обсуждай этот вопрос, Консистория констати­ровала: епархиальное начальство 26 апреля 1882 г. дало разрешение на строительство церкви в 1-ой части города Майкопа (на восточной стороне, по ходатайству Майкопского городского голову разре­шается построить Соборную церковь в центре города, теперь в горо­де существует 3 церкви, начатая постройкой жителями западных кварталов церковь уже четвертая и находится во 2-й части г.Май­копа. В связи со всеми этими обстоятельствами, а также из-за Heсоблюдения формальностей попечителем строящейся церкви, Консис­тория решила до выдачи разрешения на строительство церкви просить городскую управу сообщить, действительно ли есть необходимость в строительстве 4-ой церкви в городе, уточнить, на каком рассто­янии будет находиться эта церковь от прежних построек, отведено ли управой место под строительство, какие имеются данные о месте, удобно ли оно для прихожан и пр.

15 мая 1882 г. Майкопская городская управа сообщает Консиcтории, что в постройке казенной церкви в 3-ей части города имеется необходимость, проектируемая церковь будет отстоять от жилых построек каждой стороной больше 20 саж., церковь будет по­строена на перекрестке двух улиц на месте, отведенном городской управой, на постройку Дума ассигновала часть денег, разрешив также вырубку части городского леса. Церковь должна была находиться между западной населенной частью города, расположенной на пространстве 103 тыс. кв. саженей и вмещающей в 43 кварталах до 500 семейств. По постройке в западной части данной церкви она может самостоятельно существовать, но уточнить количество прихожан в настоящее время управа не могла, т.к. было неизвестно, когда закончится строительство уже строящихся двух церквей.

12 июня 1882 г. Кавказская Духовная Консистория, выдала, наконец, разрешение на постройку церкви, выдала храмозданную грамоту с тем, чтобы постройка производилась на собственные средства горожан под наблюдением поручика Гирина, принявшего на себя обязательство наблюдать за постройкой. Епископ Кавказский и Екатеринодарский обязал благочинного Евгения Петровского один раз в полгода докладывать Консистории о ходе работ. .

15 августа 1882 г. жители западной части города на своем сходе постановили просить Кавказскую Духовную Консисторию о разрешении освящать престол строящейся церкви во имя Святой Троицы.

3 октября 1882 г. благочинный 15 округа Евгений Петровский по совершении установленного богослужения сделал закладку церкви в заданной части г.Майкопа в честь и славу живоначальной Святой Троицы1.

21 ноября 1882 г. жители западной части города снова собрались на сход на место строящейся церкви для обсуждения общественно-церковных нужд и пришли к заключению, что имеющихся у них денежных средств для построения церкви недостаточно для постройки церкви в два года и решили обратиться к Епископу с просьбой разрешить сбор добровольных пожертвований на дополнительные средства на постройку церкви. По их просьбе решением Консистории от 13 июня 1883 г. была выдана сборная книжка для сбора пожертвований мещанам города Матвею Федотовичу Николенко и Семену Филипповичу Хозяинову, т.к. они «поведения хорошего, под судом и следствием не состояли и вообще люди благонадежные»1.

14 августа 1883 г. благочинный Петровский докладывает Консистории, что строительство Троицкой церкви продолжается, стены церкви к этому времени были возведены до половины окон.

Однако строительство двигалось не быстро. Через год, 17 августа 1884 г., благочинный сообщает в Консисторию, что Троицкая церковь возведена под карниз, но за недостатком средств постройка останов­лена с июня 1884 г. Один из жертвователей пожертвовал на строительство церкви лошадь, которая была продана сборщиками за 44 рубля, деньги были внесены, на хранение в Александро-Невский собор, где хранились все денежные средства строящейся церкви.

28 февраля I885 г. прихожане строящейся Троицкой церкви на сходе обсуждали проблемы окончания строительства церкви. Было подсчитано, что на завершение строительства требуется не менее 5 тысяч рублей, а год выдался неурожайный, все терпят нужду, поэто­му раскладочные сборы с душ не могут быть внесены. Сход решил; «…Дабы не оставить начатое благое дело постройки церкви, клоня­щейся уже к концу, и дабы стены не имели повреждений от атмос­ферных явлений, ми положили единодушно просить епархиальное на­чальство о выдаче нам просительной книги на один год для сбора пожертвований на окончание постройки церкви и назначаем двух попечителей по постройке церкви Фому Владимировича Тесликова и Ро­мана Гордеевича «Крутого, а для сбора пожертвований избрали из сре­ды своей двух человек Семена Филипповича Хозяинова и Дениса Гаврииловича Шевцова».

Сборная книга была выдана 30 апреля 1885 г., а 5 сентября
1885 г. благочинный сообщил в Консисторию, что строительство
Tpoицкой церкви окончено снаружи, покрыта крыша и продолжаются внутренние работы.

Однако через год, 5 августа 18Ь6 г.. благочинный сообщил в Консисторию, что строительство Троицкой церкви снова приостановлено за недостатком средств у прихожан. Вновь был организован сбор пожертвований. А 23 июня 1887 г. началась внутренняя отделка Хра­ма, в частности, штукатурные работы.

10 ноября, 1887 г. попечители по постройке Троицкой церкви представили Епископу Ставропольскому и Екатеринодарскому список икон иконостаса и просили разрешения на установление иконостаса.

17 апреля 1888 г. прихожане Троицкой церкви составили про­шение, на имя Епископа о том, что церковь окончательно готова, ико­ностас заказан, обстановка внутри Храма сделана приличная, подобающая святости места, в связи с чем они просили сделать распоряжение о назначении в церковь причта для совершения' богослужений. Общество обязывалось устроить приличные дома вблизи церкви с необходимым числом комнат отдельно как для священника, так и псалом­щика. А впредь до назначения отдельного причта прихожане просила Епископа разрешить отправлять богослужения в их приходе причту Александро-Невского собора.

Благочинный, поддерживая просьбу прихожан Троицкой церкви, дополняет, что к 1868 г. в городе имеются два самостоятельных при хода: один - при Александро-Невском соборе, другой - при Покров­ской церкви (при соборе 10 755 прихожан по исповедным росписям, при Покровской церкви - 3812 прихожан). К приходу Троицкой церкви должно было перейти из Александро-Невского собора 2653 чел. Спи­сок был составлен по дом Гришнева, по улице, идущей от кладбища к мельнице б.Мелихова по низу. При Троицком приходе предполагалось 346 домов. Благочинный предлагал следующее распределение приходов: Троицкий приход - 346 домов (2653 чел.); Александро-Невский Со­бор вместе с Благовещенской церковью и Покровской церковью – 3136 домов (21,759 чел.).

Городской голова считал, что к Троицком приходу следует причислить 550 дворов с населением 5 тыс. человек.

9 июля 1888 г. был освидетельствован новый иконостас в Троицкой церкви и иконы е нем, комиссия нашла его «совершенно приличным и во всем согласным с планом, утвержденным Епископом Ставро­польским и Екатеринодарским, как по работе, так и по живописи, со­ответствующим духу Православной церкви» и приняла его от мастера Вичужанова.

30 октября 1882 г. Духовная Консистория временно отказала
в открытии прихода при Троицкой церкви до окончательной построй­ки строящейся Благовещенской церкви. Но для удовлетворения христианских надобностей прихожан Троицкой церкви было указано припи­сать ее к Александро-Невскому собору с тем, чтобы один из священников» Собора с псаломщиком обязательно поселились около Троицкой церкви и отправляли все. богослужения а все христианские требы при­хожан.

15 октября 1888г. благочинный представил рапорт о полной готовности Троицкой церкви к освящению, a 12 марта 1889 г. церковь была освящена! Вот как рассказывается об этом в рапорте протоиерея Митрофана Успенского Епископу Владимиру: «Несмотря на ненастную погоду, стечение народа, желающих помолиться в новоосвященном Храме было многочисленно... Прихожане Троицкой церкви. искренне благодарны Вам за то, что в настоящую Святую Четыредесятницу будут слышать Божественную литургию в своем Храме и светлый праздник Христова Воскресения встретят радостнее, чем прежде, когда не имели своего Храма1.

11 августа 1889 г. причты церквей г.Майкопа Александро-Невского Собора и Покровской приходской церкви совместно с городской управой обсуждали вопрос о распределении приходов к имеющимся в городе 4 городским церквам и представили в духов­ную Консисторию (с представлением плана города) размещение гра­ниц приходов, в следующем виде:

1. Приписную Свято-Троицкую церковь в западной части выделить в самостоятельный приход, отделив его по Евдокиевскую улицу, т.е всех жителей, которые собирали склад и были все строителями этой церкви, и они же нанимают квартиры для причта. Но поскольку население бедное, а есть необходимость дальнейшего благоустройства церкви, колокольни, сторожки, то следует назначить двухсменный причт из псаломщика и священника.

2. Александро-Невская церковь, ныне соборная, останется малоприходной, т.к. в ней в дополнение к населению старого малень­кого городка – урочища Майкоп (наполовину населенного евреями
и армянами) могут быть причислены только 10 кварталов восточного населения нового города - к западной стороне - по Базарной улице, выходящей на Сенную площадь, издавна считающие себя ее прихожанами и не участвовавшие в окладе вновь выстроенного соборного Благовещенского Храма. Поэтому при этой церкви может быть двухсоставный причт - священник и псаломщик.

3. Новая Соборная Благовещенская церковь, причт которой никаким- содержанием от города не обеспечивается и при которой по существующим узаконениям обязательно иметь не менее как 5-ти членный причт при одном протоиерее, одном священнике, по сравнению с существующим уже самостоятельным прилегающим к нему с восточной стороны Покровским приходом, для уравнения этих при­ходов следует изменить границу Покровского прихода и причислить к первому II кварталов, назначив границей Покровского прихода вместо Старо-Лагерной Белореченскую улицу за исключением восточной лицевой стороны, которую оставить по-прежнему за Покровским приходом.

4. По числу душ и дворов оседло живущего коренного населения города поприходно будут распределены так: Троиц1шй – 331 двор, 2648 прихожан; Александро-Невский – 260 ¼ дворов, 2082 прихожанина; Благовещенский – 5540 прихожан из 411 дворов, Покровский - 345 дворов, 3002 прихожанина.

22 августа 1889 г. к Троицкой церкви был определен священник станицы Ахметовской_Симеон Леванов.

4 января 1890 года был издан указ Синода об открытии прихода
с причтом из священника, дьякона и псаломщика при 'Троицкой церкви
г.Майкопа
1

Главная опись Свято-Троицкой церкви г.Майкопа на 1888 г.

Церковь деревянная, построена вместе с колокольней из елового леса, покрытая железом. Пространство алтаря от восточной стены до Царских врат 9 аршин, а ширина его 10 аршин. Придел для ризницы в правой стороне алтаря, длина 4,5 аршин и ширина 4,5 аршин, такая же пономарка в левой стороне алтаря. Пространство церкви от :иконостаса до притвора 15 аршин, а ширина с Крестообразием 30 аршин. Длина притвора 10 аршин и ширина 10 аршин. Окон всех 23, а дверей 4.

Алтарь

Престол деревянный столярной работы, высота и ширина его по 1 арш. И 6 вершков. Жертвенник деревянный столярной работы. На Горнем месте Икона Сидящий во славе Спаситель на полотне, в про­стой деревянной раме, окрашенной краской, высота 4 аршина, ширина 3 арш. 12 вершков. По правую сторону Горнего места живописной ра­боты деревянный с рукоятием крест, на одной стороне распятие Спасителя с предстоящей Божьей Матерью и Иоанна Богослова, а вверху Бога-Отца, на другой стороне – Крещение Спасителя, Иоанн Предтеча, ангел, а вверху - изображение Святого Духа в виде голу­бя. По левую сторону Горнего места при стене деревянная с рукоятием Икона Божьей Матери Иверской, с другой стороны - Спасителя Николая Чудотворца.



Предалтарный иконостас

На полотне, окрашен голубой краской с изображением на Царс­ких вратах Благовещения Богородицы и четырех Евангелистов. По правую сторону от Царских врат икона Спасителя и по левую икона Божьей Матери. В линии Царских врат 4 местных иконы Спасителя, Божьей Матери, Покрова Пресвятой Богородицы л Спасителя. Митрофана Воронежского Чудотворца. На южной двери изображение Архангела. Михаила, а на северной – архангела Гавриила.

Во второй линии по правую сторону Царских врат иконы: апос­толов Петра и Павла, Воздвижения Честного Креста Господня и про­рока Исайи. По леЕую сторону иконы: святого апостола Андрея Пер­возванного, Воскресения Христова л пророка Даниила. Над Царскими вратами – Тайная Вечеря, над ней – деревянный позолоченный крест и такие же кресты над южной и северной дверьми.

Весь этот иконостас приобретен на добровольные пожертвования

Иконы в прочих местах Храма

Первая на красном сукне с изображением на одной стороне Воскресения Спасителя с предстоящими ангелами, а на другой сторо­нне Святителя Николая Чудотворца с ангелами, обложена вокруг мишурой и бахромой, пожертвована Майкопским мещанином Рафаилом Пазием.

Вторая тоже на красном сукне и такой же отделкой с изображе­нием на одной стороне Крещения Спасителя с предстоящими ангелами, а на другой – икона Казанской Божьей Матери с ангелами, пожертвована Майкопским мещанином Антоном Половневым.

Третья – на шелковом атласе, на одной стороне изображение
Покрова Пресвятой Богородицы, на концах - святых апостолов Матфея, Андрея и Филиппа; на другой стороне Крещение Спасителя, на концах – Святых апостолов Якова, Иоанна, обложены вокруг посеребренной мишурной бахромой.

Колокола

Первый весом 42 пуда с изображением Спасителя, Божьей Матери, 'четырех евангелистов и херувимов и Иоанна Предтечи, куплен на общественные деньги.

Второй весом 20 пуд. 32 фунта с изображением Спасителя, Благовещения Пресвятой Богородицы, Георгия Победоносца, Иоанна
Воина, четырех евангелистов и 8-ми херувимов, куплен на об­щественные деньги.

Третий весом 12 пуд. 10 фунтов с изображением Спасителя,
Благовещения Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца и велико­мченика Пантелея, вверху, около ушей – четырех евангелистов и 8 херувимов. Куплен на общественные деньги.

Четвертый весом 1 пуд без украшений. Пятый – весом 31 фунт, также без украшений. Оба куплены на общественные деньги1.

Выписка из клировой ведомости Свято-Троицкой церкви за 1891 г.

Церковь начата постройкой в 1882 г. и окончена в 1888 г. на средства прихожан.

Здание из жженого кирпича на каменном фундаменте с 5-ю глухи­ми деревянными главами, покрыта железом, внутри оштукатурена. Ко­локольня устроена отдельно от церкви на 4 столбах с навесом ввер­ху. Ограда вокруг церкви деревянная, окрашенная.

Престол в ней один, во имя Святой Троицы. Освящен 12 марта 1889 г.

Причт: Священник, дьякон и псаломщик. Земли при церкви нет. Жалование на содержание причта не положено, а пользуются доброхот­ные вознаграждением прихожан за труды при исполнении духовных треб. Церковные доходы к 1892 г. составили 147 руб. 20 коп. Зданий, принадлежащих церкви, нет, кроме построенной на средства прихожан деревянной, крытой железом, сторожки. Домовых церквей в приходе нет.

Священник Симеон Григорьевич Лаванов, кончивший полный курс в Ставропольской духовной семинарии в 1878 г., служил в станицах Кубанской области, с 22 августа 1889 г. служит священником Свято-Троицкой церкви г.Майкопа.

В1900 г., как явствует из клировой ведомости за 1911 г. в Троицой церкви была построена трапезная. К этому времени при церкви существовала приходская школа, здание которой принадлежало церкви, здание кирпичное, один класс, обширная зала, учительская комната. Дом находился на церковном содержании.

1 ГАСК, ф.135, оп.39, д.391, л. 10 – 13.

1 ГАСК, ф.135, оп.39, д.391, л.2-3.

1 ГАСК, ф.135, оп.39, д.391, л. 23 – 26.

1 ГАСК, ф.135, оп.39, д.391, л.23 – 26.

1 ГАСК, ф.135, оп.39, д.391, л.112.

1 ГАСК, ф.135, оп.39, д.391, л.143.

1 ГАСК,Ф.135,ОП.46, Д.152/6