О строительстве Успенского собора в г.Майкопе


21 августа 2012

12 ноября 1880 г. в Кавказскую Духовную Консисторию поступило письмо Майкопского городского головы Д.Зинковецкого, в котором, в частности, говорилось: «В 1867 г. при начатии заселения местности, предположенной для г.Майкопа, признано было необходимым в центральной части оставить свободное место для постройки Православной церкви, на каковой предмет оставлен по плану города целый квартал, выходящий лицом на 4 улицы и имеющий пространство 4900 кв. сажен. С объявлением Майкопа городом вокруг этой церковной площадки построено около 1500 жилых домов с населением в них до 15 тыс. жителей обоего пола, но самой церкви при бедности населения не построено и до настоящего времени. Городское общественное управление, признавая настоятельную и безотлагательную необходимость в постройке церкви в центральной части города (именно на месте, оставленном при первоначальном заселении Майкопа), но, не имея к этому средств, возлагает на городского голову ходатайство о займе городом из государственного казначейства 30 тыс. рублей сроком на 30 лет. В 1879 г. такое ходатайство было возбуждено. Начальник Кубанской области сообщил, что Главное управление Наместника Кавказского просило содействия обер-прокурора Святейшего Синода к отпуску г.Майкопу на построение Православной церкви 30 тыс. руб. в виде беспроцентной ссуды, но получило отказ ввиду отсутствия в духовном ведомстве свободных сумм. Городское общественное управление вновь уполномочило городского голову ходатайствовать перед Наместником Кавказским о разрешении открыть подписку на сбор средств на постройку церкви и перед Наказным атаманом Кубанского казачьего войска о заимствовании г.Майкопу из войсковых сумм 10 тыс. руб. серебром на постройку церкви.

Следует отметить, что в Майкопе к этому времени уже была построена и действовала одна православная церковь. Документы, о ее строительстве не сохранились, но сведения о ее существовании имеются в докладе городского головы на заседании городской управы 25 августа 1879 г. В докладе сообщалось, что к 1871 г., времени введения в г.Майкопе гражданского управления, население составило 10 тыс. жителе1й гражданского ведомства, а к концу 1878 г. – 23 тыс. жителей, все православного исповедания. Построение церкви по крайне бедности, за малым исключением населения оказалось непосильной задачей. Попытка собрать для этого деньги посредством добровольных пожертвований дала возможность построить первый храм (церковь), по размерам своим не вмещающую и 15-й части горожан1. Судя по документам, церковь эта носила имя Александро-Невской, была весьма отдалена от вновь образовавшегося поселения, где были сгруппированы ¾ горожан и, по крайней мере, для половины населения была совершенно недоступна.

Епархиальное начальство в письме от 18 января 1881 г. сообщило Майкопской городской управе, что для получения разрешения необходимо представить в Консисторию ходатайство доверенных от жителей города, сообщить, на какие деньги предполагается начать постройку и получить сообщение от Наместника Кавказского.

25 мая 1881 г. городской голова объяснил в своем письме в Консисторию, что городская Дума – представитель городского общества, уполномочивая его на ходатайство о разрешении добровольной подписки по Кубанской области на сбор добровольных пожертвований, не имела ввиду обходить Духовную Консисторию, а лишь потому обратилась помимо Епархиального начальства, что вопрос о самой постройке церкви еще не стоял, прежде всего предстояло решить задачу о материальной стороне этого дела, а потом уже о самой постройке.

К концу мая 1881 г. вопрос о постройке Соборного храма всесторонне был решен, и Дума по составлении соответствующего плана и сметы намеревалась в непродолжительное время представить эти документы лично епископу. Был также разрешен заем 10 тыс. рублей войсковых сумм наказным атаманом Кубанского казачьего войска, так что городская управа имела уже 22 тыс. рублей на постройку храма.

К этому письму приложена копия из журнала заседаний Майкопской городской думы от 2 апреля 1881 г., на котором был утвержден предварительный проект Соборного храма. Дума уполномочила городского голову найти сведущего архитектора, план и смету представить в строительное отделение Кубанского областного правления, а затем – на утверждение и разрешение самой постройки – Епископу Кавказскому и Екатеринодарскому, просить его об освящении места под храм, а также о назначении святого, в честь которого будет строиться и именоваться Соборный храм.

Постройку храма было решено производить хозяйственным способом под наблюдением одного из архитекторов, для чего был назначен особый комитет из лиц, имеющих право голоса при выборах, а именно: гласных Ивана Петровича Сиротенко, священника Евгения Афанасьевича Левицкого, Ильи Степановича Аркаданского, Василия Ивановича Сурина и домовладельцев Алексея Петровича Ерина, Дмитрия Ивановича Косякина и Павла Макеенко под председательством городского головы Дмитрия Ивановича Зинковецкого. На комитет были возложены обязанности по закупке и заказам всех необходимых для постройки Соборного храма материалов, наем мастеров и рабочих, наблюдение за производством самой постройки.

Как уже было отмечено выше, имелось уже 22 тыс. рублей на организацию строительства: 12 тыс. руб. из запасного капитала городской управы и 10 тыс. – заем из войсковых сумм.

Вскоре городской голова Дмитрий Зинковецкий обратился с прошением к Епископу, представив план Соборного храма, подписку областного инженера Черняховского и копию постановления Думы о разрешении обществу г.Майкопа на средства города построить Соборный храм.

29 ноября 1881 г. вопрос в принципе был решен, необходимо было лишь сделать некоторые уточнения в плане. Духовная Консистория дала разрешение на строительство, определила посвятить храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, а престол и пределы – в память мучеников Бориса и Глеба1.

Благочинному церквей 15-го благочинного округа Кубанской области протоиерею священнику Евгению Петровскому была выслана Храмозданная грамота на «постройку в г.Майкопе каменной церкви с колокольней (в новой его части) с одним главным престолом в честь Благовещения Пресвятой Богородицы»2.

18 марта 1882 г. комиссия в составе благочинного протоиерея Петровского, архитектора Хлебникова, городского головы Зинковецкого, члена городской управы Аксентовича в присутствии гласных Думы Аркаданского и Федулова, а также граждан г.Майкопа Ерина и Мокиенко осмотрела место, предполагаемое для постройки церкви и нашла, что «оно находится в восточной части г.Майкопа и составляет площадь в 4900 кв. сажен, окружено со всех сторон проезжими улицами, а потому для постройки церкви признано приличным и удобным» и вследствие этого сделана разбивка местности во всем согласно с планом, утвержденном строительным отделением Кубанского областного правления»3 .

2 апреля 1882 г. священник Евгений Петровский по чиноположению Православной церкви сделал закладку церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

11 сентября 1882 г. благочинный представляет в Духовную Консисторию рапорт о том, что постройка новой каменной церкви в новой части г.Майкопа продолжается, устроены фундамент и цоколь, и продолжается возведение стен. К 14 августа 1883 г. здание церкви было отстроено выше окон.ъ18 августа 1883 года военный совет Кавказского военного округа разрешил войсковому хозяйственному правлению Кубанского казачьего войска выдать г.Майкопу из войскового капитала на постройку православного храма в ссуде 10 тыс. рублей за 6% в год сроком на 10 лет с условием уплаты ежегодно на погашение ссуды по одной тысяче рублей и, кроме того, причитающихся по ней процентов. На выдачу этой суммы был открыт последним параграфом по войсковой раскладной смете Кубанского казачьего войска на 1883 г. сверхлимитный кредит в размере 10 тыс. рублей1 .

К 17 августа 1884 г. была построена половина колокольни и свод над трапезной храма, а к 5 сентября 1885 г. устроены по углам храма 4 главы и продолжалась постройка купола.

В августе 1886 г. начались работы внутри храма – штукатурка стен, которая была окончена лишь к июню 1887 г., затем была начата настилка полов.

20 июня 1887 г. члены комитета по постройке церкви представили Епископу проект иконостаса со списком икон, предполагаемого к устройству в новом храме: «…В храме сем мы желаем иметь два Святых Престола – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а второй – в правой стороне храма – во имя Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова…» .

27 августа 1887 г. Ставропольская Духовная Консистория разрешила притчу Александро-Невского собора г.Майкопа отправлять в строящейся Благовещенской церкви некоторые богослужения и духовные требы, кроме Божественной литургии.

17 марта 1888 г. причт Александро-Невского Собора г.Майкопа обратился с просьбой к исполняющему должности благочинного Евгению Соколову ходатайствовать перед Духовной Консисторией о разрешении освятить в храме придельный престол в честь и память святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова во вновь устроенной Благовещенской церкви с выдачей святого антиминса и открыть в нем временное богослужение с отправлением всех церковных треб для удобства прихожан. Иконостас к тому времени в данном пределе был уже установлен, престол и жертвенник также постановлены, необходимая для святейшего служения утварь приобретена. Ходатайство увенчалось успехом и 3 апреля 1888 г. священник Евгений Соколов освятил придельный престол в честь и память Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова на новом святом антиминсе1.

16 декабря 1888 г. гражданский инженер Кубанского областного правления Хлебников, Майкопский городской голова и доверенные от общества, освидетельствовали выстроенную пятиглавую Соборную церковь с колокольней и нашли, что все работы по ее постройке произведены из доброкачественных материалов с удовлетворительной прочностью и согласно проекту, утвержденному начальником Кубанской области генерал-адъютантом Шереметьевым 17 февраля 1883 г. В акте указано, что 54 аршина общая длина церкви с колокольней, считая от восточной алтарной стены до западных дверей в колокольне, а общая 26 аршин ширина церкви от северных до южных дверей, высота главных стен церкви и колокольни от земли до первого верхнего карниза 18,5 аршина, общая же высота церкви от земли до креста 51,5 аршина, а общая высота колокольни от земли до верхнего креста – 57,5 аршина. Церковь была выстроена на каменном фундаменте и цоколе, стены со сводами и куполами сложены из кирпича и покрыты железом, окрашенным масляной краской. На момент освидетельствования был поставлен один малый иконостас, установка среднего и большого иконостаса еще продолжалась.

30 апреля 1891 г. благочинный протоиерей Евгений Соколов в своем рапорте Епископу Ставропольскому и Екатеринодарскому Евгению сообщает, что постройка новой каменной церкви окончена в 1888 г., в одном приделе совершаются богослужения, а главный алтарь не был освящен, т.к. не был закончен из-за недостатка средств. К апрелю 1891 г. на средства города были приобретены все иконы в иконостас: имелись, благодаря пожертвованию, ковчег, потир и Евангелие для Главного престола. Городская Дума ассигновала 2000 руб. на устройство сторожки и обещала удовлетворить все остальные нужды нового храма, (а нужно было окрасить и вызолотить иконостас, устроить вторые стеклянные двери, написать иконы четырех Евангелистов в куполе, окрасить полы в алтарях и амвоны, приобрести приличный Соборному храму колокол).

В своем рапорте благочинный просил о скорейшем освящении нового Соборного храма в честь и память Успения Пресвятой Богородицы, с тем, чтобы вновь освященный храм именовать Собором, а Собор Александро-Невский переименовать в приписную к новому Собору Александро-Невскую церковь.

21 мая 1891 г. протоиерей Евгений Соколов освятил Главный алтарь и храм в честь Успения Пресвятой Богородицы на новом святом антиминсе1.

Майкопский городской голова ввиду полного окончания строительства нового храма также ходатайствовал о переименовании ново-построенного храма в Соборный вместо существовавшего такого же деревянного старого собора во имя благоверного князя Александра Невского, построенного стараниями горожан в 1864 г. Основным мотивом этого предложения было то, что новый храм стоит в центре города, а старый собор маловместителен.

9 июля 1891 г. был принят указ Святейшего Синода о переименовании каменной Успенской церкви в Соборную с припиской к ней старой деревянной соборной церкви.

В 1891 г. была составлена Главная опись Успенского собора, в которой собор описан таким образом: «Церковь с колокольней кирпичная на каменном фундаменте, внутри оштукатурена. Пространство Главного алтаря от восточной стороны до Царских врат 9 и ¾ аршина, от западной досеверной стороны 11,5 аршин. Пространство придельного алтаря от восточной стороны до Царских врат 6.5 аршин, от западной до северной стороны 7,5 аршин; по правую сторону такой же длины и ширины ризница с приделанным к ней помещением для пономарки длины и ширины 3,5 аршин. Пространство от иконостаса ло трапезной 24 аршина и в ширину 25 аршин, трапезная длиной 11 аршин и ¾, а шириной 11 ¾ аршин. Колокольня длиной до западных входных дверей 8 аршин и шириной 4,5 аршин. Дверей всех в церкви 5. Окон всех застекленных в церкви 22, из них 10 в нижнем ярусе с железными решетками. В колокольне 13 окон, из них застеклено 8. Церковь построена на городские средства».



Главный алтарь

Престол деревянный, сосновый, столярной работы, верхняя доска липовая, вышиной 1 аршин, 6 вершков, шириной 2 аршина, длиной 1 аршин и 10 вершков. Жертвенник деревянный, столярной работы, сосновый с липовой верхней доской, 6-угольный, высотой 1 аршин 6 вершков, длиной по стене 2 аршина и 6 с четвертью вершков, шириной 1 аршин 3 вершка. На горнем месте икона Преображения Господня, написанная на 3-х полотнах, из которых первое с изображением Спасителя и апостолов шириной 3 аршина и высотой 7 аршин и 3 вершка; а два остальных полотна с изображением пророков Илии и Моисея шириной 1 аршин 14 вершков и высотой 7 аршин. По правую сторону Горнего места – деревянный крест с живописным изображением распатия, украшенной золоченым резным сиянием. Над Царскими вратами икона Господа Вседержителя 5-6 вершков в медной золоченой ризе в киоте.

Придельный алтарь

Престол деревянный столярной работы с липовой верхней доской высотой 1 аршин, 6 вершков, шириной 1 аршин, 5 вершков, длиной 1 аршин, 6 с четвертью вершков.

Жертвенник деревянный столярной работы, верхняя доска липовая, полукруглый, высотой 1 аршин, 6 вершков, длиной 1 аршин 10 вершков и шириной 14 вершков. На Горнем месте икона Спасителя, сидящего по славе, писанная на полотне высотой 5 аршин и шириной 2,5 аршина. По правую сторону от Горнего места – деревянный крест с живописным изображением распятия, украшенный золоченым резным сиянием. По левую сторону – икона Божьей Матери в позолоченной деревянной раме с рукоятием. Над Царскими вратами икона Господа Вседержителя 5-6 вершков в медной посеребряной ризе в киоте.

Предалтарный иконостас

Деревянный, сосновый, с липовыми резными колоннами и такой же резьбой с изображением на Царских вратах вверху и внизу 4-х Евангелистов, а в середине – Благовещение Пресвятой Богородицы. По линии Царских врат иконы Спасителя, благословляющего, на южной двери Архангела Михаила, Успения Пресвятой Богородицы, Святого равноапостольного великого князя Владимира.

По левую сторону Царских врат икона Божьей Матери, на северной двери – архангела Гавриила, пророка Предтечи и Крестителя Иоанна, Святого благоверного великого князя Александра Невского.

Над Царскими вратами – икона Тайной вечери, по правую сторону Тайной вечери во 2-м ряду икона Рождества Христова, Сретения Его, Крещения Его, Преображения Его, Входа Его в Иерусалим. По левую сторону Тайной вечери во втором ряду иконы Рождества Пресвятой Богородицы, Покрова Пресвятой Богородицы, Успения Пресвятой Богородицы. Выше Тайной вечери в 3-м ряду иконы: Знамения Божьей Матери, по правую сторону от нее иконы: святых апостолов Петра и Павла, святого апостола Андрея, святого апостола Филиппа, святого апостола Фомы; по левую сторону – Знамения Божьей Матери – иконы: святых апостолов Иона и Иакова, святого апостола Симеона, святого апостола Иуды, святого апостола Варфоломея. Выше знамения Божьей Матери в 4-м ряду: иконы Деисус, по правую сторону Деисуса – святого пророка Давида, Первосвященника Аарона, святого пророка Моисея; по левую сторону Деисуса: святого пророка Исайи, святого пророка Илии, святого пророка Самуила. Выше иконы Деисуса в 5-м ряду: иконы Господа Саваофа с Духом Святым на персях Его, по правую сторону сей иконы – иконы святого пророка Елисея, святого пророка Даниила, по левую сторону иконы святого пророка Иеремии, святого пророка Иезекиля. Иконы придельного храма во имя Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Царские врата с иконами: Благовещения Пресвятой Богородицы и 4-х евангелистов. По правую сторону Царских врат в 1-м ряду иконы Спасителя, святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова; по левую сторону Царских врат иконы: Божьей Матери, Святителя и Чудотворца Николая, святителей Митрофана и Тихона Воронежских, святого мученика Евгения, Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

На северной двери алтаря – иконы святого Первомученика и архидьякона Стефана. Над царскими вратами икона Тайной Вечери. Выше Тайной Вечери – икона насыщения Спасителем народа 5-ю хлебами. По правую сторону, во 2-м ряду – иконы Исцеления расслабленного, Усекновения Главы Иоанна Предтечи; по левую сторону иконы: Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, сошествия Святого Духа на апостолов преподобных Зосимы и Савватия, соловецких чудотворцев. В середине 3-го ряда – икона Вознесения Христова, по правую сторону иконы: Преподобного Антония и Феодосия Печерских, святого мученика Иоанна воина; по левую сторону иконы: преподобных Сергия Радонежского и Евмения, святого великомученика Дмитрия Солуенского.



Иконы иконостаса левой стороны храма

Царские врата с иконами Благовещения Пресвятой Богородицы и 4-х евангелистов. По правую сторону Царских врат в 1-м ряду иконы Спасителя, святого великомученика Пантелеймона, святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, святого великомученика Георгия, святителя Петра, Алексея и Ионы.

На северной двери: святого апостола и дьякона Никанора. По левую стороны Царских врат иконы: Пресвятой Богородицы, святой мученицы царицы Александры. Над Царскими вратами – икона Тайной Вечери. Выше Тайной Вечери – икона Спасителя, благословляющего детей. По правую сторону от Тайной Вечери по 2-м ряду иконы: исцеления слепого, Господа Иисуса Христа с самарянкой, преподобных Сергия и Германа Валаамских. По левую сторону иконы: воскрешения Лазаря, укрощения бури Иисусом Христом. По правую сторону – Спасителя, благословляющего детей. В 3-м ряду иконы: святых равноапостольных царей Константина и Елены, святой великомученицы Варвары; по левую сторону иконы: Преподобной Марии Египетской и святой великомученицы Параскевы, святой Великой княгини Ольги. Иконы оплачены городским обществом на сумму 69030 рублей.



Иконы в прочих местах храма

Икона в главном куполе Господа Саваофа, писаная на холсте, круглая. Над южной входной дверью икона Спасителя 6 – 8 вершков в золоченой ризе в киоте. Над северной входной дверью икона Божьей Матери: 6 – 8 вершков в золоченой ризе в киоте. Над западной входной дверью икона Божьей Матери 5 – 6 вершков в золоченой ризе и киоте. Все эти иконы пожертвованы прихожанами.

На первой колонне от входа из трапезной с правой стороны икона святого великомученика Пантелеймона в резном киоте 6-ти вершков. На второй колонне с левой стороны – икона Иверской Божьей Матери в резном киоте высотой 2,5 аршина и шириной 1 аршин 6 вершков. Обе эти иконы сооружены старанием церковного старосты купца Ерина.

У панихидного стола в трапезной икона Успения Божьей Матери, без киота, высотой 1 аршин и 3/4 верш., шириной 1 1/4 аршина. Аналойная икона Двунадесятых праздников 11 – 14 вершков в киоте. Пожертвована мещанином Деонисием Каморзиным.

12 месячных икон (святцы) на холсте издания Сидорского и К в одном киоте-ящике. Пожертвована прихожанами. Плащаница выносная на малиновом бархате, вышита золотом, образ с предстоящими, обшитая золотой бахромой и 4 кистями с отдельными изображениями 4-х евангелистов по углам. Куплена на пожертвованные деньги.

Плащаница напрестольная с предстоящими на шелковой материи. Приобретена на церковные суммы1.

В клировой ведомости Успенского Собора на 1891 год имеются следующие сведения.

Собор начат постройкой в 1882 г. И окончен в 1887 г. Старанием горожан и отчасти на средства города.

Здание из жженного кирпича на каменном фундаменте с такой же колокольней с 5-ю главами: покрыт железом, внутри оштукатурен, а снаружи – нет. Холодный.

Ограда вокруг Собора дубовая, решетчатая с такими же столбами, с одними воротами дубовыми, 8-ю калитками.

Престолов в нем два: главный – во имя Успения Пресвятой Богородицы. Освящен 21 мая 1891 г., а второй – в правом приделе – во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, освящен придел 3 апреля 1888 г.

Причт состоит из одного протоиерея, двух священников, одного дьякона и трех псаломщиков, утвержден Синодом в 1885 г. Земли при Соборе пахотной и сенокосной не имеется. На содержание причта жалованья не положено, а пользуются они одними доброхотными деяниями от прихожан за исправление христианских треб. Содержание их посредственное. Церковных доходов к 1892 г. – 770 руб. 24 коп.

Зданий при Соборе нет никаких, кроме деревянного сарая, под которым сделана небольшая комната для помещения сторожей, а строящаяся кирпичная караулка с церковно-приходской школой еще не окончена1.

К 1911 г. оОграда вокруг Собора стала железная, решетчатая, с чугунными колоннами на кирпичном фундаменте и четырьмя малыми по углам. Ограда занимала целый квартал и была засажена деревьями. В это время причт уже получал процент с капитала в 4000 руб. – 140 руб. и 10% с арендной платы за лачку на новом базаре – 40 руб., всего 180 руб. в год.

Здания, принадлежавшие Собору: торговый корпус на Новобазарной площади г.Майкопа, деревянный, оштукатуренный внутри и снаружи, под железной крышей. Школа-сторожка в церковной ограде, кирпичная, под железной крышей сарай в ограде (для топлива).

При Соборе в 1893 г. было учреждено Свято-Осиевское Братство и Убежище для детей-сирот. Братство это имело собственное недвижимое имущество и капиталы. Содержалось Убежище на благотворительные пожертвования членов общества и частных лиц и получало постоянное пособие от городской Думы. При убежище имелась школа для детей, в которой, кроме прочего, дети обучались ремеслу плетения корзин, а также выделке мебели плетеной и вязанию на вязальных машинах.

К 1911 г. в Успенском Соборе было 7056 прихожан2.

1 ГАСК, ф.135, оп.38, д.786, лл. 6,7.

1 ГАСК, ф. 135, оп. 38, д. 786, л. 29

2 2 ГАСК, ф. 135, оп. 38, д. 786, л. 29

3 Там же,

1 ГАСК, ф. 135, оп. 38, д. 786, л. 36.

1 ГАСК, ф.135, оп.38, д.786, л.50.

1 ГАСК, ф.135, оп.36, д.786, л.63.

1 ГАСК, ф. 135, оп. 49, д.228,л.1 – 8.

1 ГАСК, ф.135, оп.53, д.368, л.3

2 Там же, оп.69, д.970, л.4 (об).


Читайте также: