Пою Богу моему….


26-30 сентября 2017 года в Адыгейском государственном университете состоялась II Международная научная конференция «Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире», состоявшаяся при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 17-04-14069/17-ОГОН). «Конференция – по мнению заместителя начальника управления отдела гуманитарных наук РФФИ, доктора искусствоведения, профессора Московской государственной консерватории Н.Г. Денисова – становится для университета традиционной. Тема конференции уникальна – нигде в мире сегодня не исследуется подобная проблематика в данном ракурсе, объединяя усилия, как светских ученых, так и представителей духовных научных и образовательных учреждений. Ни одна столица не может сегодня предъявить ничего подобного и у научного сообщества вызывает изумление то, что подобное явление состоялось именно в Майкопе. Поэтому сюда и съезжаются – уже во второй раз – исследователи со всей России и зарубежные ученые».

Для участия в конференции были поданы около 100 заявок и текстов докладов, из них 67 отобраны для публикации в тысячестраничном сборнике статей, среди которых 27 статей докторов наук, 22 ‑ кандидатов. На форум представлены материалы исследований ученых из различных регионов России (Москва, Санкт-Петербург, Астрахань, Краснодар, Майкоп, Махачкала, Орёл, Ростов-на-Дону, Саратов, Элиста), а также из Абхазии, Армении, Белоруссии, Казахстана, Германии, Италии, Китая, Польши, Румынии, Сербии, Украины, Франции, Черногории.

В рамках II Международной научной конференции «Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире» учеными:

– произведен контекстный анализ культовых искусств в рамках богослужебного канона (в статьях о. Александрела Барнеа, Г. Благоевич, А. Буду, Д.С. Бычковой и И.В. Митус, Л.А. Густовой-Рунцо, Н.А. Даниловой, В.Н. Дёминой, А.В. Денисова, Д.Е. Липаевой, С.П. Полозова и И.В. Полозовой, Т.С. Рудиченко, Л. Савицки, К.В. Гузенко и М.С. Сычёва, о. Михаила Фортунато, С.И. Хватовой);

– выявлено общее и специфическое сакрального и профанного искусств, обращенных к каноническим текстам и актуализирующих Священные писания (в исследованиях Н.В. Бекетовой, Э.В. Выбыванец, К.В. Гузенко, И.П. Дабаевой, Г.Р. Консона, Л.В. Малацай, С.А. Мозгот, З.А. Наток и Т.С. Рудиченко, А.А. Предоляк, Т.Ф. Шак, М.А. Шуха);

– предпринята попытка преодоления неравномерности в изучении богослужебных практик различных конфессий, инициировании исследования современного богослужебного канона и культовых искусств буддистов, иудеев, мусульман, которые сегодня изучены фрагментарно (в статьях В.Ю. Антиповой, Д.Г. Гутмана, Т.В. Карташовой, М.С. Уланова, Е.В. Хаздан);

– получены новые знания об авторах, работающих в сфере культового искусства или обращающихся к нему, как к частному средству в контексте светского (в работах С.В. Аникиенко, Е.Г. Артёмовой, В.О. Петрова, С.К. Саркисян, У Пэнфэя, М.Г. Хрущёвой, А.В. Шадриной);

– выработаны отдельные интерпретологические установки, позволяющие изучать культовые искусства в рамках светских научных и учебных институтов (о. Дмитрием /Болгарским/, М. Шухом);

– продолжился поиск терминологической адекватности при изучении культовых искусств различных конфессий (статьи Т.В. Карташовой; С.П. Полозова и И.В. Полозовой и др.);

– инициированы исследования, посвященных локальным богослужебным практикам (в статьях Б.А. Хотко и А.Н. Соколовой, Д.Г. Гутмана, А.Е. Данильченко, Г.Б. Луганской).

Подобная тема неизбежно повлекла за собой религиоведческие рефлексии (А.Р. Антонян, Г.Т. Альпеисова, М. Шрайбер), обращение к социологии (Н.Н. Денисова, М.С. Уланов), а также к анализу влияния богослужебных практик и культовых искусств на формирование личности (Т.И. Власова, П.С. Волкова, Р.И. Лозовская, З.К. Меретукова и А.Р. Чиназирова, В.Г. Мозгот, Г.В. Рева и Т.А. Цергой, Т.В. Склярова, И.А. Соловцова, С.А. Тараканов, О.Л. Янушкевичене). Затронутые темы – религиозного экстремизма, нетерпимости, психологического феномена оскорбления чувств верующих вылились в горячую дискуссию по завершении работы пятой «Психолого-педагогический потенциал культового искусства в полиэтническом регионе» и шестой секций «Вопросы философии, религиоведения и богословия».

Интересно, что даже приветствия духовных лидеров ведущих конфессий региона ‑ архиепископа Майкопского и Адыгейского Высокопреосвященнейшего Тихона и Муфтия Адыгеи и Краснодарского края Аскарбия Карданова превратились в два научных доклада о традициях соборной архитектуры Адыгеи и строительстве нового кафедрального Успенского собора г. Майкопа и о морально-нравственном потенциале традиционного ислама.

Мастер-классы члена союза художников России, заслуженного деятеля искусств Республики Адыгея доцента Е.В. Абакумовой «Знаки культа в современном изобразительном искусстве» и заслуженной артистки Республики Адыгея доцента В.В. Едиджи «Обрядовые танцы и песни Адыгов» позволили участникам конференции непосредственно участвовать в создании современных произведений с включением религиозной тематики.

На базе камерного хора студентов Института искусств состоялись мастер-классы, посвященные специфике работы над хоровыми произведениями, написанными на канонические богослужебные тексты регента архиерейского хора кафедрального Свято-Преображенского собора в г. Люблин и хора священников Люблинско-Холмской Епархии, магистра богословия Христианской Богословской Академии в Варшаве А.Г. Боублея и профессора Ростовской государственной консерватории имени С.В. Рахманинова, заслуженного артиста России, директора Международного фестиваля «Певчие третьего тысячелетия» С.А. Тараканова. Прозвучали как богослужебные сочинения А. Макарова и П. Чайковского, так и колядки на украинском и польском языках.

В оригинальной форме, приближенной к мастер-классу прозвучал доклад с многочисленными демонстрациями реконструкции обрядового фольклора пантеистического периода З.Л. Гучева и З.В. Бахтиной, иллюстрировался который врачевальными песнями и заговорами адыгов, бытующими в отдельных аулах и сегодня.

В завершении второго дня конференции в Соборной мечети г. Майкопа на приеме, организованном Муфтием Адыгеи и Краснодарского края Аскарбием Кардановым была проведена беседа о традиционной богослужебной исламской практике, переросшая в дискуссию под руководством доктора философских наук профессора кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета А.А. Шаова и доктора философских наук доцента кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета В.Н. Нехай. Учеными разных стран была высказана мысль о недопустимости вольной реинтерпретации деятелями науки и культуры текстов Священных Писаний любых религий и о негативных идеологических последствиях подобной деятельности.

Круглый стол по вопросам терминологии под председательством руководителя проекта С.И. Хватовой, стал логичным продолжением конференции, поскольку, помимо обозначенной темы, способствовал подведению итогов. Участники высказывали пожелания и замечания. Помимо этого, мероприятие имело прогностическую направленность: ученые обсудили перспективы развития и сегодняшнюю динамику складывающегося научного направления. Фактор участия во второй подобной конференции богословов, искусствоведов, историков, культурологов, религиоведов, философов, этнографов способствовал координации усилий по дальнейшему изучению обозначенного общего предмета исследования, и, в частности, поиску унификации специальной терминологии. Руководителем проекта также было замечено, что преимущественно исследуется христианское искусство, а богослужебные практики и культовые искусства буддистов, иудеев, мусульман по-прежнему исследованы фрагментарно и требуют планового системного изучения.

Заедание секции «Первые шаги в науке», завершившей конференцию (руководитель – к.п.н. доцент Митус И.В.), объединило усилия студентов, магистрантов, аспирантов и их научных руководителей и продемонстрировал преемственность в изучении религии и искусства, желание постигать явления художественной культуры, способствующие воссозданию сакральной жизни нашего современника.

Ученые сошлись во мнении, что работа должна быть продолжена в рамках масштабного исследовательского проекта.

 

Руководитель проекта

доктор искусствоведения, профессор,

заслуженный деятель искусств РА

регент Свято-Воскресенского храма

г. Майкопа С.И. Хватова