Вера, традиции и духовность. Интервью с архиепископом Майкопским и Адыгейским Тихоном


Корреспондент газеты "Советская Адыгея" Екатерина Пензева побеседовала с Правящим архиереем, архиепископом Майкопским и Адыгейским Тихоном. В интервью были затронуты темы «договоров с Богом», социальных сетей и строительства храмов.

 

— Владыка, служение архиерея кажется закрытым для большинства людей. В чем оно заключается и как начался этот ваш путь? Как именно вы пришли к Богу?

— Служение архиерея — апостольский путь. Очень трудоемкий и ответственный. Архиерей является основой церковного единства, совместно с духовенством и мирянами являя всю полноту церкви. На первый взгляд служение архиерея кажется закрытым, но в действительности я сторонник живого общения. На сайте епархии существует мой прямой источник электронной связи. Выезжая в приходы епархии, я уделяю много внимания общению с прихожанами, стараюсь духовно укрепить и поддержать людей в их порой нелегких жизненных ситуациях. В архипастырском служении главное быть не только управленцем, но прежде всего духовным отцом для всех людей, ищущих дорогу к Богу.

Путь к Богу нельзя выстроить по какому-либо четкому плану. Для каждого человека он индивидуален. Если мы стремимся к Богу, Господь укрепляет нас, помогая определиться в выборе пути к Нему. С юных лет я имел веру в Бога и желание служить Ему. Уже без малого тридцать лет стараюсь идти этим путем в качестве священника. Служил и в соборе города Краснодара, и в малых приходах Кубанской епархии. В архиерейском чине уже 13 лет.

— Далеко не все выбирают путь служения Богу. Как вы думаете, что значит религия для современного человека?

— В настоящее время, как и всегда, религия дает человеку утешение в скорби, отвечает на смысложизненные вопросы, ведет к нравственному совершенствованию, помогает обрести себя, объединяет людей в духовном общении. В условиях глобализации происходит стирание религиозных и национальных границ, которое приводит личность к потере культурной идентичности. В этой ситуации религия становится краеугольным камнем сохранения культурного наследия: если общество стремится к вседозволенности, религия становится сдерживающим фактором на пути нравственного падения. Но только живая вера способна преобразовать человека.

В условиях глобализации происходит стирание религиозных и национальных границ, которое приводит к потере культурной идентичности. В этой ситуации религия – краеугольный камень сохранения культурного наследия

— Бывает, что посещение храма вырождается в своеобразное формальное увлечение, в некий «договор с Богом»: нагрешил — покаялся. Встречали ли вы подобное в прихожанах?

— Возможно, и кажется со стороны все некой формальностью, даже некими предрассудочными явлениями, но это только на взгляд со стороны. Вера требует особых усилий над тем, чтобы сформировать в себе собственное противостояние греху. В этой борьбе бывают и победы и поражения. Но есть люди, которые привыкли к потребительскому отношению в разных сферах жизнедеятельности, и с таким же подходом идут в храм. Они считают, что благодать Божию можно купить. Вместо того чтобы помолиться, просто ставят свечку подороже, да еще спрашивают, у какой иконы о чем просить. Но храм Господень — не стол заказов. И благодать Божию нужно заслужить всей своей жизнью.

— Адыгея — многонациональная и многоконфессиональная республика. В чем, по-вашему, залог процветания и мирного сосуществования ее жителей?

— В единстве разума и духа, в патриотизме к стране и республике, в которой мы живем, во взаимоуважении и взаимопонимании представителей разных конфессий и национальностей, в сотрудничестве религиозных и светских организаций. А главное — это воспитание у подрастающего поколения любви к традициям своего народа и одновременно уважительного отношения к культуре других народов.

— Каким вопросам во время проповедей сейчас уделяется первостепенное внимание?

— В основе проповеди лежит слово Божие. Посредством Евангелия Господь обращается к нам, а в Евангелии нет первостепенных и второстепенных вопросов. Евангельские события перекликаются с современностью, важно только увидеть эту связь и понять, насколько они близки нашей повседневной жизни. В проповеди мы поднимаем темы, которые актуальны во все времена.

— Скоро будет праздник Петра и Февронии. Как вы относитесь к нему? Для вас он больше религиозный или светский?

— День памяти Петра и Февронии полюбился народу как праздник семьи и верности, потому что он транслирует важнейшие семейные ценности. И для меня этот праздник, безусловно, очень важен. Будучи священнослужителем, радуюсь, видя крепкую семью и счастливых детей. Вопреки современным критериям вседозволенности, молодые супруги проявляют друг к другу уважение и взаимопонимание. Если попытаться выделить религиозный и светский аспект, то можно сказать, что Петр и Феврония являют нам благочестивый образ веры и земного жительства, а светскому человеку дают понимание крепкого семейного союза, любви супругов, жертвенности, справедливости и честности. Однако этот праздник невозможно считать только религиозным или только светским. Он объединяет людей независимо от их убеждений, потому что трудно представить счастье без семейного благополучия.

— Говоря о семье, нельзя не коснуться темы молодежи. На сегодня епархия в целом много работает с детьми и молодежью. Значит, есть у вас надежда на молодых?

— Конечно. Церковь уделяет особое внимание работе с молодежью. В каждой епархии существуют отделы по данной направленности. Органы государственной власти оказывают содействие этой работе. Сфера деятельности обширная, включающая в себя основы культуры, истории, патриотизма. Поэтому и я лично, как любой гражданин своего отечества, озабочен душевным состоянием подрастающего поколения. Есть вера в то, что наша молодежь способна здраво мыслить и плодотворно созидать.

— О созидании: подставляет ли церковь плечо тем, кому трудно — обездоленным, инвалидам?

— Это одна из основополагающих сторон служения церкви Богу. Христос личным примером показывает нам образец милосердия и заботы о страждущих, исцеляя больных и помогая обездоленным. В нашей епархии осуществляется духовное окормление больниц, домов престарелых, интернатов для инвалидов, детских домов и социальных приютов, посещение инвалидов на дому. Регулярно проводится сбор пожертвований для оказания материальной помощи различным категориям нуждающихся, в том числе малоимущим многодетным семьям, беременным женщинам и матерям, оказавшимся в кризисной ситуации, инвалидам.

— Сейчас в республике строится 12 храмов. В феврале заложили камень в основание строительства нового храма в станице Гиагинской. Почему именно там? Как идет строительство?

— Храм в станице Гиагинской существует со времен переселения казаков и являет историческую ценность как для жителей станицы, так и для епархии в целом. Храм деревянный, практически в аварийном состоянии. Поэтому постройка нового храма необходима как гарантия безопасности прихожан. Строительство идет на добровольные пожертвования и при участии властей района.

— Как идет реализация еще одной значимой для церкви инициативы — передачи из муниципальной в собственность Свято-Михайло-Афонской Закубанской пустыни здания бывшей школы? Что там планируется?

— Решение о передаче здания принято. Идет оформление документов. После капитального ремонта здания планируется открытие воскресной школы и гостиницы для размещения паломников.

— В Майкопе не первый год идет строительство Свято-Успенского кафедрального собора. Как продвигается его возведение?

— Ежегодно руководство региона выделяет Майкопской епархии средства для продолжения строительства кафедрального собора. Абсолютно все полученные деньги, включая пожертвования предпринимателей и простых прихожан со всей епархии, идут на это благое дело. На официальном сайте Майкопской и Адыгейской епархии ведется подробный отчет об этапах строительства и израсходованных средствах. Строительство не прекращается. Сейчас происходит изготовление основных металлических ферм для кровли на заводе в городе Краснодаре. Часть металлических конструкций уже доставлена, в этом году планируется их монтаж на стены собора. Одновременно происходят работы по возведению колокольни.

— Новое приходит в религию не только со строительством храмов. Оно проникает из светской жизни. Как вы относитесь к тем священникам и архиереям, которые активно работают в интернете, в том числе и в социальных сетях?

— Я положительно отношусь к интернет-возможностям, которые используют священники, дабы нести слово Божие всем, кто в нем нуждается. Но не могу понять, откуда берется время на социальные сети? В целом интернет — полезная вещь, но в меру! Например, доступность текстовой информации, оплата коммунальных услуг и прочих удобств, электронное оформление документов в госучреждениях, отчетностей в налоговую инспекцию и другие инстанции, возможности общения и быстрого обмена информацией — все это очень удобно и помогает человеку потратить освободившееся время на семью или другие полезные вещи. Однако, помимо позитива, важно отметить, что в интернете очень много грязи, неправды. Просиживая дни и ночи напролет в Сети, мы лишаем своих близких внимания и заботы. Молодежь порой губит драгоценное время, лишая себя здорового детства, общения со сверстниками, образования, занятий спортом и так далее. То есть все полезно в меру. Интернет — это удобно, с одной стороны, но и опасно — с другой. Важно соблюсти эту тонкую грань между благом и погружением в никуда.

 

Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Фото: Артур Лаутеншлегер/СА