Понять, что нужно человеку


В структуре отделов Майкопской и Адыгейской епархии есть отдел по церковной благотворительности и социальному служению, в состав которой входит попечительская комиссия, руководит которой протоиерей Георгий Нехаев. Его постоянная помощница и, как говорится, «правая рука» – прихожанка Георгиевского храма Ольга Коваленко. С ней по совету отца Георгия мы и поговорили о повседневной работе попечительской комиссии.

— Ольга, как давно вы занимаетесь благотворительной деятельностью в церкви?

— Вообще, начинала я в качестве волонтера, когда к нам стали приезжать беженцы из Украины. Как-то батюшка поручил нам с прихожанками отвести им гуманитарную помощь. Развозили дня два или три. Они были очень благодарны. Мне эта работа понравилась. В дальнейшем отец Георгий еще не раз благословлял передавать помощь нуждающимся. А на постоянной основе стала заниматься этой работой после окончания курсов.

— Что это за курсы?

— Мне предложили пойти учиться на дистанционные курсы, которые организованы при синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению Московской Патриархии, которые были рассчитаны на несколько месяцев обучения. Я согласилась.

— Чему вас там учили?

— Нас обучали правильно помогать людям.

 — Это как?

— Как оказалось, первым делом с человеком необходимо поговорить. Надо понять, кто перед тобой, потому что, к сожалению, иногда люди просто лукавят: на что-то не хватает средств, человек приходит и говорит, что у него все в жизни хуже некуда. А на самом деле просто хочется денег. Помогать нужно правильно, чтобы человек понял, что благотворительная помощь: продукты, одежда — это своего рода «скорая помощь». Дальше человек должен двигаться вперед самостоятельно. Для этого безработному нужно помочь устроиться на работу, больному помочь попасть на лечение. Нельзя сразу помогать много. Некоторых это пугает, и человек может закрыться и перестать общаться.

— Вы выясняете причину, почему человек попал в трудную ситуацию?

— Конечно. Спрашиваем, что случилось в жизни. Не все и не всегда хотят отвечать на этот вопрос. Не все хотят даже имя и фамилию называть. Хотя у нас есть документация, рекомендованная на курсах, где необходимо указывать некоторые сведения о людях, обращающихся к нам за помощью. Поэтому мы все-таки стараемся, чтобы люди сообщали свои имя и фамилию, соглашались дать паспортные данные, телефон для связи, а также указываем, какую человек просит помощь.

— Что чаще всего просят?

— Деньги. Но приходят с просьбой помочь продуктами, многодетные семьи обращаются за детской одеждой. Особенно часто — это зимняя одежда и обувь. Так что, те вещи, которые прихожане приносят в наш храм, находят новых хозяев. Конечно, среди принесенного немало и стареньких вещей. Мы их перебираем, стираем, приводим в порядок. Бывает, прихожане приносят одежду своих умерших родственников.

— Как я понимаю, у вас есть какие-то помощники.

— Добровольные. Я, в общем, выступаю как посредник. В Майкопе есть определенные семьи, которым я помогаю. Но, когда собирается достаточно много вещей, мы отправляем их в сельские приходы. Там есть неравнодушные люди, с которыми мы поддерживаем связь. Они и сообщают, кому и какая помощь требуется. При таких сельских храмах есть какие-то подсобки, кладовки, где можно эту помощь держать. В храме сообщают, люди приходят и выбирают необходимое. Особенно в сельской местности востребована детская одежда.

— Кроме вещей и продуктов за чем еще обращаются в попечительскую комиссию?

— Бывает, просят вполне конкретную помощь. Например, женщина обращалась за денежной помощью. Ее дочери назначили врачебное обследование в Краснодаре, а у нее не было денег на дорогу. Она принесла документы и направление от врача. И мы с батюшкой приняли решение помочь. Потом мы узнали, что поездка состоялась, ребенка обследовали, установили диагноз.

Был и другой случай. Пожилая женщина обратилась по телефону с просьбой помочь ее внуку на лечение за границей. Я также попросила показать соответствующие документы и дать телефон клиники, где мальчик лечится. Минут через пятнадцать она мне перезвонила и сказала, что нужная сумма на заграничное лечение уже нашлась.

— Как много людей обращается к вам за различной помощью?

— Вы знаете, их то больше, то заметно меньше. Бывает, что и батюшка дает объявление, когда кому-то из прихожан, попавших в беду или трудную ситуацию, требуется помощь. Случаются и епархиальные сборы. Например, когда собирали вещи для пострадавших от наводнения, или для тех же беженцев из Украины. Такие случаи бывают, все уже не припомню.

— Пандемия как-то отразилась на работе комиссии?

— Сразу после объявления самоизоляции люди перестали приносить вещи. Но из прежних запасов удавалось кое-что передавать в семьи. Правда, случалось и такое: приходишь — а возле храма стоят коробки с вещами. Сейчас уже поступлений конечно больше.

— Что было бы нужно для улучшения вашей деятельности?

— Возможно, какое-то помещение в Майкопе для размещения собранных вещей, продуктов. Если в дальнейшем объем работы вырастет, наверно стоит привлекать дополнительно волонтеров для сортировки и доставки.

— Если кто-то, прочитав нашу беседу, захочет поучаствовать в помощи нуждающимся людям, куда им стоит обратиться?

— В церковную лавку Свято-Георгиевского храма Майкопа, который расположен в микрорайне Восход, позвонив по телефону 8-909-469-39-42.

— Хочется пожелать епархиальной попечительской комиссии, чтобы у нее было как можно больше добрых и отзывчивых помощников.

Беседовала Елена Строкова


Читайте также: