В Адыгее в честь Радоницы объявлен дополнительный выходной


Пасхальный день поминовения усопших (Радоница), который в 2020 году выпадает на 28 апреля, объявлен в Адыгее выходным. Соответствующее распоряжение подписал глава республики Мурат Кумпилов.

– В соответствии с законом «О праздничных днях и памятных датах» и в связи с установившейся традицией руководителям исполнительных органов госвласти Адыгеи предоставить работникам выходной день 28 апреля, – говорится в распоряжении.

Органам местного самоуправления и руководителям иных органов и организаций рекомендовано принять меры по предоставлению работникам выходного дня 28 апреля в соответствии с трудовым законодательством.

Ра́доница – это день особого всецерковного поминовения умерших в Русской Православной Церкви. Также этот день называется Радоницей, поскольку в этот день христиане приветствуют умерших радостной вестью о Воскресении Господа. Иначе говоря, живые «христосуются» с умершими.

Люди хотят проявить заботу к родным, хотят, чтобы им хорошо жилось на том свете. В наше время существуют заблуждения, что еда, принесенная на могилы родственников, необъяснимым образом передается в мир иной, которую может вкушать умерший человек; или рассматривают эту еду как жертву, которая может служить платой за благую участь покойника. В христианстве тоже есть традиция поминок, но она имеет мало общего с этим.

Умершему человеку еда не нужна! По ту сторону смерти сохраняется душа, но чисто биологические функции там прекращаются – ведь тела нет! Поэтому «передачи на тот свет» абсурдны с точки зрения Церкви. Но что же тогда имеет в виду христианская традиция, которая не отрицает идею поминовения умершего едой — только не на кладбище.

В первую очередь умершему человеку нужна молитва. Очень хорошо, если человек умирает, очистившись и исправившись, но к сожалению многие люди уходят в вечность нераскаянными. Находясь в таком состоянии, люди нуждаются в нашей молитвенной помощи.

Православный христианин должен знать, что накрытый поминальный стол – это не способ «улучшения жилищных условий» на том свете, и не попытка задобрить Бога, который в еде тоже не нуждается. Еда – это всего лишь форма милостыни, которую мы творим ради умершего. Однако мы должны обращать внимание на то, как мы ее творим. Милостыня должна нас изменить. Поэтому, если поминальный обед был сделан для галочки, или «для своих», без молитвы об умершем человеке, то вряд ли от такого обеда умерший получит много пользы.

Может возникнуть вопрос, а откуда взялась традиция поминать усопших и почему именно после Пасхи?

Обычно это событие совпадает со вторником Фоминой седмицы. В службе этого дня нет особых молитвословий об умерших так как «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20: 38). Обычай поминать в этот день умерших основывается на том, что Церковь на этой неделе вспоминает сошествие Христа во ад. Устав позволяет уже поминать умерших.

Традиция поминовения усопших идет с древних времен. Так, например, святой Иоанн Златоуст свидетельствует нам следующим образом. Он говорит: «Почему отцы наши установили, оставив молитвенные дома в городах, собираться нам сегодня вне города и на этом именно месте (то есть на могилах мучеников и других христиан)? Потому что сегодня Господь Иисус Христос сошел к мертвым: потому здесь и собираемся мы».

Оксана Кулева


Читайте также: