Борьба с ересями, преподобный Иосиф Волоцкий и национальная безопасность России


В сентябре 2015 года исполняется 500 лет со дня преставления одного из самых выдающихся исторических деятелей России – преподобного Иосифа Волоцкого. Игумен Волоцкого монастыря, яркий выразитель православного учения о «симфонии властей», ревностный сторонник идеи общественного служения Церкви, победитель в знаменитом споре «о монастырских имениях», талантливый проповедник, церковный писатель, благочестивый молитвенник, наконец, чудотворец, как именует его Православная Церковь.

Но важнейшей заслугой преподобного Иосифа по праву считается разгром политико-религиозного движения, реально грозившего основам самой русской государственности. По сути дела деятельность Волоцкого игумена сводилась к простой и в то же время наиважнейшей исторической формуле: Быть или не быть единой, монархической, Православной России.

Так уж повелось искони, такова воля Божия, свершающаяся над Русью, что в переломные, судьбоносные моменты русской истории всегда находились люди, чей духовный авторитет, несгибаемая воля, твёрдая вера и горячая молитва спасали наше государство от казалось бы неминуемой гибели. Таковы Александр Невский – блистательный полководец и мудрейший правитель, спасший Русь и от крестовых походов Запада, и от полного поглощения Востоком; Сергий Радонежский – собиратель Русских земель, примиритель враждующих князей, духовный вождь русского воинства в борьбе с иноземцами; патриарх Гермоген и преподобный Дионисий Радонежский – вдохновители российского ополчения, духовные маяки в буре исторической смуты; великий молитвенник и верный отец погибающей нации патриарх Тихон; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев), чья роль в новейшей истории России ещё сполна не оценена по заслугам, чьи горячие проповеди спасали жизни отчаявшимся, возвращали рассудок потерявшим ум и веру.

К числу таких «ангелов-хранителей» Руси, бесспорно, относится и преподобный Иосиф.

Родом будущий Волоцкий игумен Иван Санин происходил из Литовских земель. С детства мечтая о монашестве, двадцати лет от роду поступил он в знаменитый Боровский монастырь в послушание к святому Пафнутию Боровскому. Вообще надо сказать, что монашеское делание для рода Саниных было почти обязательным, не подверженным ни малейшему сомнению. Интересно в связи с этим, что среди ближайших родственников преподобного Иосифа насчитываются восемнадцать человек, избравших монашество смыслом своей жизни. Восемнадцать! Два родных брата Иосифа стали архиереями: архиепископ Ростовский Вассиан и епископ Тверской Акакий. Двое племянников преподобного были известными иконописцами, сподвижниками знаменитого Дионисия.

В монастыре Иосиф получил блестящее образование, полюбил духовную литературу. Любимым занятием его, по свидетельству летописей, было чтение псалмов Давида. Почти весь Псалтырь он знал наизусть. Современники поражались его необычайному уму и памяти. Преподобный Пафнутий высоко ценил своего ревностного ученика. «Не я тебе отец, а ты мне», - говорил старец Иосифу.

После смерти своего учителя Иосиф стал игуменом Боровского монастыря. Он пытался ввести в обители более строгий устав. Но братии это оказалось не по силам. Тогда Иосиф оставил Боровский монастырь с целью, по примеру учеников преподобного Сергия Радонежского, основать свою собственную обитель в безмолвном, отдалённом от мирской суеты месте. И место такое вскоре было им найдено недалеко от родовой вотчины в Волоколамских землях. Святая жизнь привлекала к преподобному многочисленных паломников, даже князей и бояр, которые избирали его своим духовным отцом.

Так мирно текла жизнь в Волоцкой обители, пока ровный ход исторической русской реки не вышел вплотную к гибельному порогу, кишащему коварными омутами и непреодолимыми водоворотами. В умах и сердцах огромного количества наших соотечественников, в основном образованных и наделённых той или иной властью, воцарилась ересь, грозившая коренным переломом и даже уничтожением всего многовекового уклада русской жизни. В истории она сохранилась под названием «Ереси жидовствующих».

К тому времени (вторая половина XV века) вся Европа в той или иной степени уже имела представление о подобных еретических движениях. В виде разнообразных тайных обществ, сект и даже «орденов» они существовали почти во всех европейских землях уже с первых веков христианства. Основанные на так называемых «тайных знаниях», доступных только избранным, использующие каббалу и гностико-мистические практики, привлекавшие образованные слои общества, они ставили перед собой главенствующей целью – разрушение традиционных религиозных, государственных и семейных ценностей христианского мира. И порой усилия ересиархов достигали успеха. «Тайные учения» становились господствующими на обширных территориях. Известны случаи радикального вмешательства королевских и даже папского престолов в борьбу с подобными ересями. Достаточно вспомнить разгром ордена тамплиеров или крестовый поход, благословлённый папой Иоанном III, против альбигойцев.

И вот такая тайная ересь торговыми путями, секретными писаниями, сладкими проповедями в конце XV века докатилась и до русских земель. И уже с первых месяцев своего полуподпольного существования, а затем и явного торжества новое учение стремилось поразить «сливки» российского общества. Не простодушных крестьян, не деревенских батюшек, не служивых вояк, не монахов, отрекшихся от прелестей мира ради служения Истине. Ересь жидовствующих нашла благодатную почву для своих смердящих семян в душах и умах высшего духовенства и боярской элиты.

О том, что ересь могла и должна была полностью изменить мировоззрение русского человека, разрушить основы национального и религиозного бытия России красноречиво говорит тот факт, что к жидовствующим примкнули дьяк посольского приказа, в переводе на современный язык – министр иностранных дел России – Феодор Курицын; мать наследника российского престола, невестка великого князя Иоанна III княгиня Елена; сам наследник – князь Димитрий; протопоп Успенского кафедрального собора Алексий и даже сам Московский митрополит Зосима – высшее духовное лицо России того времени.

Еретики отвергали божественность Иисуса Христа, отвергали Православный догмат о Святой Троице, не признавали церковных таинств, икон, почитание святых, церковную иерархию, монашество, государственные и религиозные праздники. Знакомые постулаты, не правда ли? В наше время махровым цветом расцвела по всей земле и, к несчастью, у нас в России некая всем известная секта, славящаяся своей навязчивостью и ярко-красочными журнальчиками «Колючая проволока» или что-то в этом роде. Догмы и учение этой секты лихо перекликаются с «тайным знанием» жидовствующих.

И вот, когда в конце XV века возникла реальная угроза вовлечения в ересь Великого князя, замены государственной религии на новое учение для избранных в небольшом монастыре под Волоколамском вспыхнуло ярким факелом истинной веры сердце ревнителя Христова Волоцкого игумена Иосифа. Он остро переживал приближающуюся духовную и политическую катастрофу. Ещё будучи насельником Боровского монастыря, он написал послание против «умников», отрицавших иконописные начертания Святой Троицы. Когда же в ересь был вовлечён московский митрополит, преподобный Иосиф смело выступил обличителем высшего российского иерарха, называя его в посланиях «антихристовым предтечей» и «сосудом сатаниным». Верность Истине Волоцкий игумен решился поставить выше церковной дисциплине, в которой строго воспитывался с ранней юности.

Обличая еретиков, преподобный Иосиф написал шестнадцать слов, получивших известность под общим названием «Просветитель». Наконец, немаловажное значение имели личные беседы преподобного Иосифа с Великим князем. Не сразу, постепенно пламенный голос Волоцкого старца был услышан полнотой Церкви. В самом начале XVI века, спустя тридцать лет (!) после зарождения на Руси, ересь жидовствующих, наконец, получила достойный, справедливый и неотвратимый удар. Сначала был арестован Феодор Курицын, затем под стражу были посажены княгиня Елена с сыном Димитрием. И наконец в 1504 году состоялся всецерковный собор, на котором ересь была окончательно разгромлена, а наиболее влиятельные еретики в виду нераскаянности осуждены на казнь.

Прошли столетия. На одном из заседаний общественно-консультативного Совета при Комитете Республики Адыгея по делам национальностей, связям с соотечественниками и СМИ, в мае 2015 года обсуждался вопрос: «Новые религиозные движения и формы работы с ними». Один из участников вдруг совершенно серьёзно спросил: «Неужели деятельность современных нетрадиционных религиозных движений может нести угрозу национальной безопасности России?»

Может. К сожалению, ещё как может. На примере секты жидовствующих, угрожавшей существованию русской монархической, христианской государственности, подрывавшей моральные, политические и духовные устои патриархально-православной России, мы видим, что годы беспрецедентных информационных войн (а ересь жидовствующих торжествовала на Руси 34 года) не только ослабляют, но и гибельно разрушают вековые традиции Святой Руси. Кто ещё четверть века назад мог предсказать кроваво-злобную вражду между Православными народами Украины и России? Именно, благодаря информационной войне, огромная часть населения некогда братской республики люто ненавидит нас – своих бывших братьев. И где нам сегодня найти нового Иосифа Волоцкого, который сумеет духом и верой искоренить ересь, затушить возгорающиеся очаги грозящей стать долгой и кровавой войны, уберечь Россию от вновь и вновь ползущей иноземной заразы, защитить Святую Русь от грядущего хама?

Преподобный Иосиф Волоцкий был канонизирован в 1579 году. Мощи и вериги святого старца хранятся в Успенском соборе, основанного им Иосифо-Волоцкого монастыря. 14 июня 2009 года около монастыря был открыт бронзовый памятник преподобному. Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл лично возглавляет попечительский совет по организации празднования 500-летия преставления преподобного Иосифа.

Но главным памятником одному из самых выдающихся деятелей и идеологов Русской Православной Церкви за всю её историю, духовному вождю русского народа в борьбе с ересями является наша память. Пока мы помним, мы остаёмся людьми. Пока мы помним, мы вооружены надёжным оружием. Пока мы помним, мы имеем право называться русскими.

Будем же помнить «кротости учителя и ересей посрамителя, премудрого Иосифа, Российскую звезду» и ныне, и присно возносящего молитву ко Господу о всех нас и о России.

Олег Селедцов – Член Союза писателей России,

референт епископа Майкопского и Адыгейского.