День народного единства


День народного единства - российский государственный праздник. Отмечается 4 ноября, начиная с 2005 года. В этот день Православная Церковь празднует также день памяти Казанской иконы Божией Матери. О духовном смысле праздника размышляет иподиакон Дмитрий Шамин.

Народное единство – залог благосостояния российского Государства.

Смысл празднования Дня народного единства до сих пор для многих россиян остается не до конца понятым. В чем же его историческое значение?

Историческая память относит нас к тяжёлым годам «смутного времени». Как и всегда наша страна после долгих испытаний решительно избавлялась от вражеских притязаний, сумела с помощью Божией возродиться, укрепиться державно и духовно. В чем же особенность этого праздника?

Предлагаю вспомнить надпись на обелиске в центре соборной площади Свято-Троице-Сергиевой Лавры. Здесь рассказывается о том, как за свои подвиги и труды преподобный Сергий Радонежский стал свидетелем особого благословения Божией Матери. Однажды, когда преподобный Сергий в своей келии молился перед иконой Небесной Царицы, совершилось чудо. Сама Пречистая в сопровождении апостолов Петра и Иоанна явилась во всём своем величии. Она пообещала Преподобному особое покровительство и неоскудевающую милость. При таком благословении, говорится дальше в надписи, монастырь преподобного Сергия и вся Русь сохранили самобытность во времена монголо-татарского нашествия.

Вторым чудом, когда под покровом Богородицы Троицкий монастырь, да и все наше Отечество преодолели вражеское иго, стало именно окончание Смутного времени. Патриарх Алексий II подчеркивал, что здесь важную роль сыграло преодоление межнациональных и межрелигиозных разделений. И плоды этого мы можем видеть даже сегодня: в России мирно сосуществуют представители различных национальностей и религиозных предпочтений. Венцом такого единения и является 4 ноября 1612 года (по новому стилю), день чудесного обретения Казанского образа.

Третьим чудом митрополит Платон (Левшин) на возведенном им обелиске называет сохранение русской державности во времена стрелецких мятежей. В тяжёлые минуты бунтов, в стенах Троицкой обители под покровительством Божией Матери несколько раз был спасаем российский император, а вместе с ним и законная власть. Продолжая дело митрополита Платона, церковные историки вплоть до наших дней видят в чуде спасения русского государства заступничество Царицы Небесной. Вот, кстати, где истоки широчайшего почитания чудотворных образов Богоматери. И Казанский образ в этом ряду является самым известным и любимым в народе.

Принципиальный смысл имеет чествование народного единства. И вновь яркий пример дают времена преподобного Сергия Радонежского. До монголо-татарского нашествия Русь представляла собой множество мелких, постоянно враждующих княжеств. Но преодолело нашествие монголов уже единое централизованное дружное русское государство. Беда отдельного удела стала общей бедой русского народа, все проблемы решались теперь совместно. Когда преподобный Сергий Радонежский покидал монастырь с целью примирить враждебно настроенного князя Олега Рязанского со святым Дмитрием Донским, то не счел свой поступок делом противным монашеской жизни. Также и князь Дмитрий не искал новых богатств и власти, а искал возможность собрать все русское войско, чтоб спасти нашу культуру и защитить православную веру.

Точно также, как оказались мы беспомощны перед ордынцами в силу феодальной раздробленности, так и польская интервенция стала следствием внутреобщественного раздора. «Видно, Богу неугодно благословить наше оружие победой», - рассуждали тогда русские люди. И снова вразумительный пример идет от преподобного Сергия. Святой, явившись Елассонскому архиепископу Арсению, сообщает, что именно соборная, покаянная молитва бывает услышана. Результатом такой молитвы стала решительная победа уже на следующий день.

Поэтому и сегодня, спустя века, мы соборно молимся, как бы едиными устами: «Притецем людие к тихому и доброму пристанищу, скорой помошнице, готовому и теплому спасению, Покрову Девы…» (кондак Казанской иконе Божией Матери).

Так Церковь призывает к соборной молитве и деятельности ради благоденствия и мирного жития нашего Отечества, и, как следствие, ради блага каждого отдельного жителя России. Так День народного единства для нас становится напоминаем об этом призыве и одновременно торжеством обретения плодов от жизни в крепком и дружном единении.

Особый смысл несет сегодняшний праздник и в связи с трагическими событиями на земле братской нам Украины. Каждый россиянин знает, что Украина – это место, где немалая доля населения называет себя русскими. Здесь проживают и многие наши родственники, знакомые и друзья. Видя происходящее бедствие мы, как и всегда, во все времена нашей истории не можем оставаться в стороне и не имеем права допустить разрыва духовных и кровных связей нашего народа, ни на секунду не забывая при этом с верой и благоговейным трепетом ждать Божией правды, милости и заступничества Преблагой Царицы нашей Пресвятой Владычицы Богородицы.

Дмитрий Шамин.