Дух святый творит через апостолов


Во всю землю изыде вещание их и

в концы вселенныя глаголы их

(Пс. 18, 5; Рим. 10, 18).

12 июля мы празднуем день славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. Церковь особым образом выделила этот праздник, подчеркнув его значение для каждого из нас. Предоставляем слово настоятелю храма Апостолов Петра и Павла, село Вольное Кошехабльского района, священнику Геннадию Шульге.

Дух святый творит через апостолов

Совсем недавно распятие Иисуса Христа причинило страдания Его последователям, вселило ужас в души, но уже через несколько дней воскресение озарило новым светом их жизнь. Когда Христос сокрушил оковы смерти, в их сердцах взошла заря Божьего Царства.

Всего лишь несколько недель тому назад учеников разделяли недостойные разногласия, но теперь они признали друг перед другом свою вину, шире открыли свои сердца перед вознесшимся Спасителем. Только теперь они осознали нелепость своих честолюбивых побуждений и сплотились теснее, день за днем проводя вместе в молитвах.

И вот в один из незабываемых дней, когда они славили Бога, вдруг раздался «шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра… И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них» (Деян. 2:2–3). Подобно пылающему огню, Святой Дух сошел на последователей Христа.

Исполненные Духом ученики не смогли удержать в себе то необыкновенное чувство радости и любви ко Христу. Они с горячим сердцем начали благовествовать спасение. Встревоженные неожиданным шумом местные жители вместе с паломниками из других стран поспешили к дому. Изумленные и смущенные, они слышали на своем собственном языке свидетельство о великих делах Божьих из уст простых галилеян.

«Непонятно, — говорили одни, — что все это значит?» Другие же насмехались: «Да они пьяны». Апостол Петр, находившийся здесь, уверенно сказал: «Они не пьяны… Ныне вы свидетели тому, как воскресший Христос, Которого возвысил Бог рукою Своею, дает нам Святого Духа» (Деян. 2).

Евангелие открывает нам, что Святой Дух — это Личность, а не безликая сила. Многие выражения, например, «угодно Святому Духу и нам» (Деян. 15:28), подсказывают, что первые христиане воспринимали Его как Личность. Христос также говорит о Нем как о Личности: «Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Иоан. 16:14).

В евангельском повествовании о Святом Духе говорится как о Боге. Петр, обратившись к Анании, сказал ему: «…для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому… Ты солгал не человекам, а Богу» (Деян. 5:3–4).

Иисус Христос назвал хулу на Духа непростительным грехом. В Евангелии от Матфея читаем: «Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Матф. 12:31–32). Эти слова Спасителя подчеркивают библейскую истину о том, что Святой Дух является Богом.

Согласно Писанию, Дух Святой наделен Божественными свойствами. Он есть сама жизнь. Апостол Павел называет Его «Духом жизни» (Римл. 8:2). Он есть Истина. Иисус Христос назвал Его «Духом истины» (Иоан. 16:13). Выражения «любовь Духа» (Римл. 15:30) и «Святой Дух Божий» (Еф. 4:30) показывают, что любовь и святость являются частью Его естества. Святой Дух всемогущ. Он распределяет духовные дары «каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12:11). Дух Святой вездесущ. Он «пребудет» с Его народом «вовек» (Иоан. 14:16). Никто не может избежать Его влияния (Пс. 138:7–10). Он так же всеведущ, потому что «Дух все проницает, и глубины Божии», и «Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор. 2:10–11).

Деяния Духа Святого связаны с деяниями Бога Творца. Он участвует как в сотворении, так и воскрешении. Иов сказал: «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» (Иов. 33:4). Эта же мысль встречается у апостола Павла: «Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим. 8:11).

Только вездесущему Богу, а не безликой силе и не сотворенному существу подвластны законы мира, и Он явил это в чуде зачатия Девой Марией Иисуса. В день Пятидесятницы Богочеловек, благодаря Духу Святому, мог одновременно присутствовать со всеми, желающими Его принять.

Внимательно читая Евангелие, мы видим, что значимость Духа Святого как Божества не уступает авторитету Отца и Сына и в апостольских благословениях (2 Кор. 13:14), и в словах, произносимых в момент крещения (Матф. 28:19), и в описаниях апостолом Павлом духовных даров (1 Кор. 12:4–6).

Пока мир был подвластен дьяволу, излитие полноты Духа предполагалось в будущем, и его следовало ожидать. Господь Иисус Христос, по промыслу Божьему, должен был выполнить Свою земную миссию, принести искупительную жертву, и только после этого Дух Святой мог быть излит на всякую плоть. Указывая на Христово служение как на служение Духа, Иоанн Креститель сказал: «Я крещу вас в воде, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Матф. 3:11). Но в Евангелии мы не находим конкретных свидетельств о том, что Иисус крестил Духом Святым. Только за несколько часов перед Своим распятием Христос пообещал ученикам: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины» (Иоан. 14:16–17).

Только после Своего воскресения Господь наш Иисус Христос излил Святой Дух на Своих учеников (Иоан. 20:22). В Евангелии от Луки мы читаем: «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лук. 24:49). Последователи великого Учителя должны были принять силу, «когда сойдет на них Дух Святый» и сделает их Его свидетелями «даже до края земли» (Деян. 1:8).

Евангелист Иоанн Богослов писал: «…не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» (Иоан. 7:39). По замыслу Божию, излитие Святого Духа должно было последовать только после принятия Отцом жертвы Христовой.

Заря новой эры взошла лишь тогда, когда наш Господь Победитель воссел на Небесном престоле. Это и есть то время, которое ознаменовало излитие Святого Духа во всей Его полноте. По словам Петра, Иисус, «быв вознесен десницею Божию… излил» Святого Духа (Деян. 2:33) на Своих учеников, которые с волнением ожидали этого события и, собравшись, «единодушно пребывали в молитве и молении» (Деян. 1:5,14). День Пятидесятницы, наступивший через 50 дней после Голгофы, мощным проявлением Духа ознаменовал собой начало новой эпохи: «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и на полнил весь дом, где они (ученики) находились… И исполнились все Духа Святого» (Деян. 2:2–4).

Задачи Иисуса Христа и Духа Святого взаимозависимы и взаимообусловлены. Дух Святой не мог быть дан во всей полноте, пока Иисус не исполнил предначертанного Богом. В Свою очередь, Иисус был зачат от Святого Духа (Матф. 1:8–21), крещен Духом (Марк. 1:9–10), водим Духом (Лук. 4:1), совершал Свои чудеса посредством Духа (Матф. 12:24–32), принес Себя в жертву на Голгофе через Духа (Евр. 9:14–15) и был воскрешен Духом (Римл. 8:11).

Иисус Христос первым испытал на Себе полноту Святого Духа. Отрадно знать, что Господь готов излить Свой Дух на всех, кто от всего сердца стремится к Нему.

Вечером, накануне Своей смерти, Господь сказал своим ученикам, что скоро покинет их, и Его слова встревожили учеников. Но Господь уверил их: «Не оставлю вас сиротами… Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Иоан. 14:16,18).

Новый Завет открывает истину о Святом Духе. Святой Дух называется здесь «Духом Иисуса» (Деян. 16:7, англ. пер.), «Духом Его Сына» и «Духом Иисуса Христа» (Флп. 1:19). Возникает вопрос: кто обладает авторитетным правом посылать Дух Святой в этот мир — Иисус Христос или Отец?

Иисус Христос указывает, во-первых, на Бога Отца: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя» (Иоан. 14:16, ср. 15:26 — «от Отца»). Именно крещение Святым Духом Спаситель назвал «обещанным от Отца» (Деян. 1:4). Во-вторых, Христос указывает на самого Себя: «Я пошлю Его (Духа) к вам» (Иоан. 16:7). Следовательно, Дух Святой исходит и от Отца, и от Сына.

Признать Христа Господом можно только через влияние Святого Духа. Павел писал: «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12:3).

Слово Божье уверяет нас, что через Святого Духа Христос, «истинный Свет», «просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Иоан. 1:9). Его задача — «убеждать мир во грехе, праведности и суде» (Иоан. 16:8, англ. пер.).

Во-первых, именно Святой Дух открывает сознанию нашу греховность, обличает равнодушие ко Христу (Иоан. 16:9). Во-вторых, Дух Святой побуждает людей принять праведность Христа. В-третьих, Святой Дух предупреждает нас о суде, что заставляет омраченные грехом сердца покаянно воспрянуть и обратиться к Богу.

Пережив обновляющую силу покаяния, мы можем родиться вновь через водное крещение и крещение Святого Духа (Иоан. 3:5). Это, бесспорно, является важнейшим событием в нашей жизни, ибо мы становимся жилищем Духа Христа.

Большинство библейских текстов, в которых говорится о Святом Духе, освещает проблему Его взаимоотношений с Божьим народом. Оказывая освящающее влияние, Он ведет нас к послушанию (1 Петр. 1:2). Однако для того, чтобы Его влияние было постоянным и созидательным, христианину необходимо учитывать определенные условия. Апостол Петр подчеркивает мысль о том, что Бог дает Духа тем, кто постоянно повинуется Ему (Деян. 5:32) (1). Более того, верующим дано предостережение не противиться Духу Святому, не огорчать и не угашать Его своей неуравновешенной жизнью (Деян. 7:51; Еф. 4:30; 1 Фес. 5:19).

Как Ходатай, Посредник и Помощник Христос представляет нас Богу и открывает Бога нам. Подобным же образом Дух ведет нас ко Христу и делает причастными Христовой благодати. Вот почему Дух Святой назван «Духом благодати» (Евр. 10:29). Святой Дух содействует тому, чтобы спасительная благодать Христова стала достоянием людей. Без этого немыслимо дело спасения человечества.

Иисус Христос говорит о Святом Духе как о «Духе истины» (Иоан. 14:17; 15:26; 16:13), Который призван, по словам Христа, «напоминать вам всё, что Я говорил вам» (Иоан. 14:26) и наставлять «вас на всякую истину» (Иоан. 16:13). Он свидетельствует об Иисусе Христе (Иоан. 15:26). «Он не от Себя говорить будет, — подчеркивает Христос, — но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмёт и возвестит вам» (Иоан. 16:13–14).

Дух Святой не только возвещает о Христе, но делает реальным само присутствие Спасителя. Иисус сказал: «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель (Дух Святой, Иоан. 14:16–17) не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Иоан. 16:7).

Благословенное служение Иисуса в этом мире было стеснено и обусловлено ограниченными человеческими возможностями, вследствие чего Его спасительная миссия не была всеохватна. Поэтому Его возвращение к Отцу является закономерным фактом, открывающим иные перспективы: посредством Духа Святого присутствовать везде и всегда. «Дух Святой есть представитель Христа, необремененный человеческим естеством, а потому свободный».

Именно через Святого Духа Отец и Сын пребывают в сердцах Своих последователей (Иоан. 14:23). Точно так же только через Духа Святого, верующие могут пребывать во Христе.

Дух Святой реально и зримо участвовал в становлении первоапостольской Церкви. В тот ответственный день поста и молитвы, когда избирались миссионеры для Церкви, «Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян. 13:1–4). Избранные служители выразили свою готовность повиноваться руководству Духа Святого. Новый Завет говорит о них как о людях, «исполненных Духа Святого» (Деян. 13:9, ср. 52), деятельность которых находилась под Его Божественным ведением (16:6–7). Апостол Павел считал необходимым напомнить пресвитерам Церкви о том, что Дух Святой избрал их быть благовестниками Божьими (Деян. 20:28).

Учение Церкви тождественно учению святых апостолов. В прощальной беседе Сам Господь Иисус Христос говорит, что возвестил ученикам «все, что слышал от Отца» (Ин 15. 15). Далее Господь предсказывает ученикам: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин 16. 13). Господь говорит о Св. Духе: Он «от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин 16. 14). Символ веры, называя Церковь апостольской, «научает твердо держаться учения и преданий Апостольских и удаляться от такого учения и таких учителей, которые не утверждаются на учении Апостолов» (Филарет, митр. Пространный Христианский Катехизис. О девятом члене). В силу полноты Божественного Откровения, явленного во Христе святым апостолам, в Церкви не может появиться никакого нового учения, отличного от апостольского. Апостол Павел предостерегает: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал 1. 8; ср.: Тит 1. 9-11; 3. 10).

Церковь в лице святых апостолов не только изначально обладала полнотой Божественного Откровения, но и ясно осознавала вверенную ей богооткровенную истину и свидетельствовала о ней. Апостолы, по словам апостола Павла, возвещали «всю волю Божию» (Деян 20. 27). Эта полнота истины и религиозного сознания в Церкви сохраняется, ибо в ней «вовек» присутствует Дух истины (Ин 14. 16-17). Полнота предания, воспринятого Церковью от святых апостолов, засвидетельствована апостолом Павлом: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» (1 Кор 11. 2). Священное Писание настаивает на необходимости строгого сохранения Церковью апостольского учения: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (2 Фес 2. 15). Апостол Павел предостерегает Тимофея: «Храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания» (1 Тим 6. 20); «Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня» (2 Тим 1. 13). Сохранение Церковью апостольского учения является ее существенным признаком. Отступление от него свидетельствует об уклонении в ересь.

Передача благодатных даров Св. Духа в Церкви обеспечивается апостольским преемством. По свидетельству св. Климента Римского: «И апостолы наши знали через Господа нашего Иисуса Христа, что будет раздор о епископском достоинстве. По этой самой причине они, получивши совершенное предведение, поставили вышеозначенных служителей, и потом присовокупили закон, чтобы когда они почиют, другие испытанные мужи принимали на себя их служение» (1 Клим 44). Это преемство осуществляется в таинстве Священства. Церковь «непрерывно и неизменно сохраняет от Апостолов и учение и преемство даров Св. Духа через священное рукоположение» (Филарет, митр. Пространный Христианский Катехизис. О девятом члене). Апостольское преемство предполагает не только внешнее выражение в чреде епископских хиротоний, восходящей к самим апостолам, но и верность церковной иерархии апостольскому Преданию в учении, в священнодействии и в каноническом устроении Церкви. С древности сохранение церковной иерархией апостольского преемства рассматривалось как один из признаков истинной Церкви.

Цель бытия Церкви - вести мир ко Христу. О служении Господа Иисуса Христа Священное Писание говорит как о служении апостольском, т. е. о посланничестве в мир (Евр 3. 1). Будучи Сам посланным, Господь послал на то же служение своих учеников, назвав их апостолами. К ним обращены слова Христа: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин 20. 21). Это посланничество не может быть сведено к одной из форм апостольского служения, напр. проповеди Слова Божия. Церковь продолжает служение Христово во всей его полноте.

Апостольство, будучи послушанием и служением Господу, в отношении ко всем христианам первенствующей Церкви представляло собой особую власть. Она проявлялась прежде всего в пастырстве и чудотворении. Пастырская власть вручена Апостолам Спасителем для управления Церковью Божией. Слова Христа «паси агнцев Моих» (Ин 2. 15) обращены непосредственно к апостолу Петру, но содержат повеление всем Апостолам. Важнейшая прерогатива пастырской власти «вязать» и «разрешать» дана была сначала апостолу Петру (Мф 16. 19), а потом и остальным ученикам (Мф 18. 18). Природу власти Апостолов над созданными ими Церквами раскрывают Послания апостола Павла, где указывается прежде всего на ее Божественный источник (2 Кор 13. 10). С другой стороны, Апостолы ощущают себя отцами Церквей, которые они «родили во Христе» (1 Кор 4. 15).

Особым видом власти Апостолов была данная им вместе с апостольским званием сила творить чудеса (Мф 10. 8; Лк 9. 2.6; 10. 1.19), которые свидетельствовали о Божественном характере проповедуемого учения и были могучим средством обращения народов. «Не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня, в покорении язычников вере, словом и делом, силою знамений и чудес, силою Духа Божия»,- пишет апостол Павел (Рим 15. 18-19). «Знамения, чудеса и силы» он называет отличительными признаками апостола (2 Кор 12. 12).

Вплоть до конца II в. по Рождеству Христова странствующие проповедники Евангелия все еще назывались Апостолами. О них говорится в 11-й главе «Учения двенадцати апостолов» - «Дидахе». Служение в Церкви по распространению евангельской веры среди непросвещенных народов подобно тому, как это делали Апостолы Христа, и сегодня называется равноапостольным. Так, Церковь почитает равноапостольными Марию Магдалину, императора Константина I Великого, Нину, просветительницу Грузии, великого князя Владимира.

Священник Геннадий Шульга




-->