Неоязычество и православие


Мы продолжаем разговор на тему: «Неоязычество и православие», начатый после на заседания Священного Синода РПЦ, на котором была высказана озабоченность усилившимся распространением неоязычества в странах канонической ответственности Московского Патриархата, в том числе в культурной и информационной сфере. Сегодня мы публикуем материал Благочинного Николаевского благочиннического округа протоиерея Павла Фёдорова.

 

Современное общество, которое окружает нас с вами, страдает от многих духовных недугов. Перечисление этих недугов может занять весьма много места и времени, но об одном из них необходимо сказать особо, и даже в первую очередь. Это явление, этот недуг именуется язычеством.

Для предметного разговора нам необходимо определиться с терминами. Что такое язычество? Это принятый в христианском богословии и частично в исторической литературе термин, обозначающий традиционные и нехристианские религии. В более узком смысле, язычество это политеистические религии. Термин язычество происходит из Нового завета, в котором под язычеством подразумевались народы или «языки», противополагаемые первым христианским общинам.  Как правило,  современные учёные избегают использования термина «язычество» из-за неопределённости и разнообразия смыслов, предпочитая более точные термины, такие как политеизм, шаманизм, тотемизм, анимизм. В настоящее время церковнославянское слово «язычество» в научной литературе заменяется термином «этническая религия». Чтобы далее не углубляться в исследования этимологического значения этого термина мы для простоты будем считать, что язычество - это, с точки зрения христианства, а также других авраамических (ведущих происхождение от Авраама религий - иудаизма и ислама), означает все остальные существующие религии.

Само происхождение язычества, есть следствие отпадения от Богообщения наших прародителей, Адама и Евы. Если сам Адам, и его ближайшие потомки еще сохраняли относительную степень Боговедения, то его дальние потомки утратили эти спасительные знания. Еще в допотопном мире, в человеческой общине появилось такое явление, как искусство. Помимо любования красотой звучания музыкальных инструментов, искусство, в частности музыкальное, восполняло в душе потомков Адама жажду Небесной гармонии, для которой изначально был создан, и призван, Творцом человек.  Здесь уместно вспомнить Иувала. Библия указывает на него, как на изобретателя «струнных и духовых» инструментов. Другой музыкант носил имя Тувалкаина. Библия не объясняет нам значение имени этого патриарха, но она прекрасно определяет его роль, как изобретателя разного рода медных и железных инструментов, потребных для земледелия, скотоводства, охоты, войны и музыки. (Быт 4, 20-22) История древнего человечества закончилась, как мы знаем, всемирной катастрофой. И причина этой катастрофы в полном морально – нравственном упадке человеческого общества. «И увидел Господь Бог, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.  И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их» (Быт. 6, 5-7). Это место Книги Бытия нам указывает на корни язычества.

Проходили века и тысячелетия, история человечества развивалась драматически. Лишь малая часть его, народ Израильский, лучшие его представители, сохраняли в себе истинное Боговедение. Ветхозаветные святые, пророки и праведники сохранили в себе веру в Истинного Бога, творца неба и земли. С пришествием в мир Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, явилась Новая Благодать, которая открыла нам имя Господа, тайны Царствия Божия. Божественный Святой Дух, данный по обетованию в день Пятидесятницы Господом Святой его Церкви,   будет до конца веков сохранять истинное Богопознание.

А что же язычество? К сожалению, оно не исчезло, притаилось в темных углах человеческой цивилизации, в темных уголках души человека.

Современное язычество, или как его еще называют неоязычество, это новые или реконструированные (возрожденные) ранее существовавшие древние языческие учения и духовные практики, вид новых религиозных движений. Идеологи и последователи межнационального неоязычества, как правило, не скрывают синкретический, соединительный, характер своих учений. Хотя и возводят их основы к традициям, корни которых уходят в глубокую древность.

Неоязычество рядится в разные, привлекательные для современного человека, одежды. Это и восточные новомодные духовные практики. Это и довольно популярное в российском обществе «родноверие». Их всех объединяет общая черта – эти культы не исповедуют Господом Иисуса Христа. Предлагают «ходить во след иных богов», практикуют разнообразное многобожие, на самом деле оборачивающееся полным безбожием,  по сути замаскированным атеизмом.

Разновидностью неоязычества можно смело считать и массу суеверий присутствующих даже в православной среде, у людей, на первый взгляд, исповедующих истинную Православную веру. Эти суеверия касаются обрядовой стороны Православия, или её вероучительной доктрины. Живут, к сожалению, в нас и пережитки древнего, отеческого, «народного» язычества.

Как бороться с неоязычеством? Прежде чем вести борьбу с внешними проявлениями неоязыческих культов, нам необходимо обратить внимание на самих себя. Исправление и очищение начинать с собственной души. Регулярное участие в храмовых Богослужениях, соблюдение постов, чтение творений Св. Отцов, другой православной душеполезной литературы. Исполнение Заповедей Божиих, Таинства Исповеди и Причастия должны способствовать нашему укреплению в Православной вере. Обретя твердую веру, мы станем способны и близким и дальним, и даже совсем незнакомым людям, дать ответ о нашем уповании, в истинной вере в Господа нашего Иисуса Христа.

 

Протоиерей Павел Федоров,

 благочинный Николаевского благочиннического округа.