О неоязычестве


Мы продолжаем цикл публикаций на тему «Неоязычество и православие». Сегодня у нас в гостях настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрии» посёлка Гончарка священник Сергий Малышев.

О неоязычестве

На рубеже второго и третьего тысячелетий в обществе возник интерес к культам, традициям и практикам древне-языческого мира. Все это активно подогревается современными Средствами Массовой Информации, в том числе через интернет. Появилось большое количество телепрограмм, таких как «Битва экстрасенсов» на канале ТНТ, и передач с множеством так называемых предсказателей и ложных целителей на других каналах ТВ. Интернет тоже стал излюбленным полем деятельности этих чародеев и магов. Социальные сети, подобно телеканалам, стали доступны для представителей неоязыческой субкультуры, которая пытается сегодня все громче и громче заявлять о себе в обществе.

Подобная тенденция сегодня проявляется не только в России, но и во всем мире. Однако, подобная вспышка интереса людей к язычеству отнюдь не случайна. Это целенаправленная деятельность теневых организаций, которые ставят ряд задач:

1. Разрушение христианского мировоззрения;

2. Изменение моральных и нравственных основ общества;

3. Достижение своих личных и корыстных (в том числе политических) целей.

Подобно спруту, неоязычество проникает во все сферы деятельности современного общества. Все чаще и чаще, мы слышим в общении с друзьями, родными и знакомыми людьми об интересе якобы к прошлому славян, финно-угров и других народов. Отчасти это имеет и положительное значение, как осознание народами своей само идентичности, связанное с изучением исторической науки. Но ни в коем случае не практическое применение языческих знаний и опыта. Опасность здесь представляет проблематика, связанная с прелестью, о которой много и неоднократно говорят православные подвижники благочестия и преподобные отцы. Все они едины в том, что мы, соприкасаясь с духовным миром, имеем опасность впасть в заблуждение и помрачнение разума. Если в прежние времена люди имели понимание о духовном мире, так как они были прихожанами храмов не только по наименованию, но жили по-христиански, то уже в советский период нашей истории люди отпали от христианских традиций и оказались духовно не защищенными перед лжепроповедниками. Духовный вакуум дал возможность ложным и деструктивным идеям легко и беспрепятственно проникать в умы и сознание людей.

Необходимо подчеркнуть, что сегодня стало немодным придерживаться какой-то одной концепции связанной с традициями и религией. Популярным стало смешение понятий и представлений о картине мира - синкретизм. Возникает множество лженаучных представлений об истории и развитии нашей цивилизации. Такое понятие, как альтернативная история получает широкое распространение среди обывателей. Причиной этого является пробел в образовании. Это касается, как исторической науки, так и религиозного образования.

Данную проблему можно рассмотреть на примере российского казачества. Как известно, первоосновой казачества издревле было христианское сознание и православное мировоззрение. Сейчас мы видим обратный процесс. Представители казачьего движения стали все чаще говорить о некоей «вере предков». «Родноверие» стало распространенным явлением в казачьих кругах. Идеологи «родноверия» утверждают, что только их вера – это «исконная вера» предков славян, а вовсе не христианство, привнесенное извне. Принципы, которым симпатизируют представители данного «учения» провозглашают некую духовную свободу от рабства и морально-нравственных принципов, заложенных христианством. Заповедь не убий, лжеучителями ставится под сомнение. Это отчасти находит благодатную почву и живой отклик в сердце человека помраченного страстями. Заповедь о любви и снисходительности к ближнему, заменяется гордыней и собственным превосходством.

Так как «родноверие» пытается называться православной, но не христианской верой, это зачастую находит почитателей, которые с легкостью принимают ее идеологию. Идеология неоязычников тесно связана с лжепатриотическими идеями, которые базируются на ложных националистических представлениях о государственном и религиозном устроении. Такие идеи весьма привлекательны в молодёжной среде, в связи с тем, что казачество является сегодня хоть и общественной организацией, однако несет в себе воинский дух и стремление к патриотическому воспитанию.

ПРАВОСЛАВНЫМ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯМ необходимо сегодня доносить до представителей казачества истины ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ. Так же необходимо напоминать казакам о том, что они издревле являлись ВОИНАМИ ХРИСТОВЫМИ.

Казакам и всему современному обществу необходимо осознать ошибочность своих представлений о так называемой «религии праотцев», язычестве. Необходимо вернуться на путь истинной жизни и веры в истинного Господа и Бога нашего Иисуса Христа, "Я есмь путь и истина и жизнь" (Ин.14:6).

Священник Сергий Малышев

настоятель храма Смоленской иконы

Божией Матери «Одигитрии» пос. Гончарка