Опасность неоязычества или "Свято место пусто не бывает"


Мы продолжаем цикл публикаций на тему «Неоязычество и православие», начатый после на заседания Священного Синода РПЦ, на котором была высказана озабоченность усилившимся распространением неоязычества в странах канонической ответственности Московского Патриархата, в том числе в культурной и информационной сфере. Сегодня мы публикуем материал наместника Свято-Михайло-Афонской Закубанской пустыни игумена Герасима (Буняева).

 

Опасность неоязычества или "Свято место пусто не бывает"

 

«Они заменили истину Божию ложью,

и поклонялись, и служили твари вместо Творца.

И как они не заботились иметь Бога в разуме,

то предал их Бог превратному уму - делать непотребства,

 так что они исполнены всякой неправды...»

(Рим. 1: 25, 27-28)

 

На очередном заседании Священный Синод Русской Православной Церкви посчитал обоснованной озабоченность усилившимся распространением неоязычества среди современного общества. Опасность этого течения и его явное противление Церкви, как и любого другого душепагубного отступления от Истины, понятны для каждого верующего православного христианина. Но опасность неоязычества не ясна самим неоязычникам, как и всем тем, кто пребывает во тьме заблуждения и неведения Истины. Человек, по свойству своей души, стремится к Богу, ищет Истину, но враг рода человеческого предлагает каждому человеку свою «правду», т. е. ложь замаскированную под истину. Если же человек принимает такую «правду», то становится пленником лжи и заблуждения, тем самым отвергает Истину. Таким образом, человек искренне стремившийся к Богу, попадает в сети дьявола. Об этот предостерегает апостол Павел: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4: 3-4).

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем интервью, ещё в 2009 году говорил, что дьявол являлся народам различным образом — например, через языческих богов. Еще он назвал язычество заблуждением, через которое люди бессознательно и неразумно поклоняются темной силе. Об опасности распространения современного неоязычества как об угрозе XXI века говорил и приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II в 2004 году на Архиерейском соборе, поставив эту угрозу в один ряд с терроризмом и «другими губительными явлениями современности». Пророческую истинность этих слов мы может наблюдать в нынешнее время.

Академик Н. И. Толстой, правнук Л. Н. Толстого высказывал интересные мысли о язычестве: «Возврат к язычеству невозможен. Хотя бы потому, что как есть возраст человека – юность, зрелость, старость, так есть и возраст народа, нации, возраст культуры. Язычество есть результат дохристианского развития, и с появлением Христа язычество как таковое, как некое целостное религиозное понимание было низвергнуто. Даже не низвергнуто, а просто язычество стало бессмысленным, безжизненным...»

Живя на территории казачьего края, мы, к сожалению, наблюдаем проявление неоязычества и в среде казачества. Кавказ и Кубань были одними из первых на территории современной России просвещены светом истины Христовой и до сегодняшнего дня здесь сохранились следы апостольской проповеди.

Кубанские станицы традиционно заселявшимися православными казаками, которые всегда были не только защитниками отечества, но и хранителями православной веры. Но вот, к примеру, небольшое горное поселение Мезмай или станица Темрюкская Апшеронского района — последние 20 лет активно заселяются неоязычниками всех мастей, а станицы Баговская, Баракаевская, Хамкетинская Мостовского района являются своеобразными центрами солнце и огне-поклонников. Естественно, это оказывает влияние на жителей станиц нашей республики, граничащих с этими населенными пунктами, таких станиц Майкопского района как Безводная, Дагестанская, Севастопольская и Новосвободная.

Основным методом искоренения неоязычества является возрождение и укрепление православной веры. Во исполнение указания Святейшего Патриарха Кирилла «о создании храмов, часовен и налаживания в них приходской жизни» — в нашей епархии ведется активная работа, в том числе и возрождение Свято-Михайло-Афонского монастыря, который способствует катехизации и просвещению населения, а также ведет миссионерскую деятельность.

Важным фактором ограждения людей от влияния неоязычества является не только строительство храмов и часовен, но и полноценное воцерковление прихожан. Каждый в отдельности православный человек, живущий в лоне Церкви — полюбивший Её уставы и на деле стремящийся исполнять заповеди Христовы — создает собой заслон всякого рода сектам и неоязычеству.

Необходима более углубленное взаимодействие Церкви с казачеством. В нынешнее время казачество возрождается, и в основном это нецерковные люди, имеющие поверхностное представления о православной вере, часто ошибочное и искаженное. Это создает благоприятную почву развития неоязычества и в их среде, что является недопустимым явлением, так как казачество - исконно православный оплот веры.

Необходимо активное проведение огласительных бесед среди казачества и населения республики в целом, так как «вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17). Тогда люди узнав истину о Боге, о мире видимом и невидимом, о себе самих и восприняв эту истину, освободятся от лжи и заблуждений. Свет рассеивает тьму. Не останется места для неоязычества там, где утверждена Святая Православная вера. Тогда познают «яко вси бозе язык бесове» (Пс. 95: 5).

«Свято место пусто не бывает!» - так гласит народная мудрость. Место это — человек, призванный к святости, — его ум и сердце, в которых должно святится имя Отца нашего Небесного, чрез истинную веру в Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, чуждую каких-либо искажений и сомнений.

«Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения, но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь» (2 Пет. 3: 17-18).

«Дети! храните себя от идолов. Аминь» (1 Иоан. 5: 21).

 

Игумен Герасим (Буняев)