За други своя


В сентябре Россия традиционно отмечает дни воинской славы (победные дни) в ознаменование побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории России. Перечень этих дней был установлен в феврале 1995 года Федеральным законом Российской Федерации. В сентябре таких дней было три, но какие! День Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией, День победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра,  День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве.

Пожалуй, именно в этом месяце ощутимо, явственно воплощалась в русском национально-православном сознании великая Христова заповедь: «Нет большей любви, аще кто положит душу свою за други своя» (Иоан. 15: 13).

Сегодня мы предоставляем слово настоятелю храма Животворящего Креста Господня, хутора Карцева Гиагинского района протоиерею, войсковому священнику Игорю Бобрикову. Свой материал он так и назвал: «За други своя».

Государь говорил: «У  меня два верных союзника – Армия и Флот».   Как живет сегодня наша Армия, которая всегда была народная и составлялась из народа, а не комплектовалась наёмниками из разных стран? Трудится Армия. Занимается своим исконным делом:  ЗАЩИЩАЕТ ОТЕЧЕСТВО!

 Многое изменилось за последние год-два. Категорически поменялось отношение армейских начальников к духовному просвещению воинов. Ведь из идеологических постулатов прежнего не осталось и следа. Сейчас только бы удержать патриотичность. А современная молодежь к этому, к сожалению, не проявляет усердия. Служба пока воспринимается большинством, как долг, повинность, которую нужно отдать. Еще, редки случаи здорового рвения в этом вопросе. И всегда радует желание молодого парня идти на службу и не лишь бы куда, а в элиту войск – ВДВ. Недавно у меня состоялась такая встреча. «Батюшка, порадейте, вы сами  десантник, военком наш тоже. Поговорите с ним. Не откажет. А мы не посрамим».  Поговорили, утрясли вопрос, и вот стоит команда будущих гвардейцев на плацу, глаза светятся радостью, родители роняют слезинки, счастливые. Всё, Слава Богу. Ребята уже в части.

 Особо важно в войсках то, что ведутся систематические занятия, постепенно знакомящие слушателей с историей Православной Веры, становлением в Вере. Явлением Бога своему народу. Его заботы о нас и наши задачи служения по Духу, по Вере, по жизни нашей.  Естественным продолжением каждого занятия является исповедь. Многие, 90%, делают это впервые. Вот стоит на исповеди богатырь из Апшеронска, рядовой Алексей П., постепенно оттаивает, слезы на глазах. «Отец поседел от моих выкрутасов, что я делал в институте. Господи, прости». Звони отцу сейчас. Звонит. «Папа, прости меня. Вот стою на исповеди в нашей полковой церкви. Дошло до меня всё. Прости, папа. Маме скажи. Лучше дай трубку. Мамочка, (он уже и забыл давно сам, что есть такое слово «мамочка») мамочка, прости. Виноват по всем статьям. Спасибо, хоть здесь уразумел. Папа, ходи в храм, маму бери с собой. Обо мне не беспокойтесь.

Перелом произошел. Все будет по-другому. «Будет, как вы наставляли, как того хочет Бог». Вот такие результаты бывают от слышания Слова. И часто! В заключение занятий напоминание: до службы, а она завтра в 7.00, не пить, не есть, не курить, не ругаться и т.п.. Потрудитесь для Господа и для себя таким образом.

   С пяти утра   готовится служба. Все, что положено. Когда войско, в 6.50 входит в храм, там уже всё готово. Здесь, в войсках есть множество особенностей.  И слишком рано нельзя поднимать солдата, ему весь день предстоит работать по плану, надо перенести время завтрака, надо согласовать подъем Государственного флага с течением Литургии, и много еще чего. Но вот стоит подразделение на службе. Священник объясняет устройство храма, его частей, их предназначение. Каково течение службы. Что надо делать каждому. Несколько солдат и офицеров вводится в алтарь для служения. Кто заведует кадилом, кто свечами, литературой. Всяк знает своё место и обязанности. Стоящие в молельной зале тоже трудятся, все участвуют в служении. Они не просто прихожане, пришедшие случайно. Они все сослужащие! В полку нет хора. Хор это все стоящие на службе. Световое табло на первых порах помогает сориентироваться.   «Господи, помилуй. Подай, Господи. Аминь!»

Потом все быстро усваивается и весь народ проникается духом службы и от сердца взывает к Господу: ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ!  По ходу службы поясняется действие. Малый вход, Великий вход. Наступает момент причастия. Тут священник вопрошает: есть ли еще желающие исповедаться? Как правило, есть. Читаются Апостольские послания для народа, а священник исповедует. Все? Все!

  «Верую, Господи и исповедую, яко ты, еси, воистинно Христос, Сын Бога Живого…»

 И Обязательно разъяснение о разбойнике, в последние минуты жизни раскаявшемся в своих грехах, которое Господь принял.

 Лица военнослужащих делаются строже, нет суеты, всё чинно, пристойно. Многие впервые прикладываются к иконе, впервые принимают Святые дары. Все на свои места. (Армия!)

 Далее все по чину. Слово пастыря. Каждому дается частичка от служебной просфоры. Народ, как положено по уставу выходит из храма на построение и подъем флага. Затем частичкой  просфоры  одаривается командир и офицеры. Они готовятся к этому и ждут. Теперь полк готов к несению службы. Помогай, Господи!

Протоиерей Игорь Бобриков - войсковой священник.