Православие и мы


Больше двух месяцев на сайте Майкопской и Адыгейской епархии шла дискуссия на тему «Быть Православным!». Мы приглашали к разговору священников, богословов, писателей, мирян. Сегодня мы завершаем этот разговор. Слово для подведения некоторых итогов попросил правящий архиерей нашей епархии преосвященный Тихон.



Дорогие мои братья, сестры, всечестные отцы!

Сердечно благодарю всех, кто принял живое участие в нашей непростой дискуссии. Действительно, казалось бы, более двадцати лет Русская Церковь свободна, более двадцати лет нет гонений, арестов, закрытия монастырей и сноса храмов, более двадцати лет люди в нашей стране могут свободно ходить в церкви, быть соучастниками церковных таинств: крестить детей, венчаться, причащаться Святых Христовых Тайн. Но знаем ли мы, отдаём ли себе отчёт в том, что же такое в наше время быть Православным? Понимаем ли, почему после неофитского бума конца 80-х годов прошлого столетия в наши дни наблюдается некое охлаждение к Церкви и даже враждебность со стороны части общества?

Если говорить о том, что сегодня происходит в России и других землях, где люди по-прежнему считают себя Православными, то самая серьёзная, к сожалению, проблема – это то, что самоназвание, самоидентификация далеко не всегда соответствует духовному смыслу. По статистике, как минимум 70% наших соотечественников считают себя православными? Но можно ли доверять этим цифрам и статистическим данным? Радужная на первый взгляд ситуация на самом деле весьма печальна. Эти 70% зачастую означают лишь некий культурный, традиционно-обрядовый подход, при котором эти «православные» остаются совершенно чуждыми Церкви. Между ними и Церковью зияет огромная пропасть. То есть Православие, Русская Церковь, церковные таинства никак не влияют на образ жизни этих людей. А ведь Царствие Божие не придёт к нам вдруг, просто так в один распрекрасный день. Царствие Божие трудом нудится (Мат. 11, 12).

Преодолеть эту колоссальную пропасть, сделать так, чтобы в жизни каждый христианин руководствовался евангельской нравственностью Христовых Заповедей, (имел мерилом своих ежедневных поступков Евангелие Христово), сверял бы саму свою жизнь с жизнью Матери-Церкви – вот основная задача служения. Служения пастырского. Служения христианского. Служения, названного в Евангелии Царственным священством: «Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет (1 Пт. 2, 9)».
Вдумайтесь, Господь говорит, что мы стали избранным родом. Потому, что в наших сердцах живет Дух Христа. По этой причине мы являемся родственниками самого Создателя вселенной. Поэтому мы с вами, дорогие мои, и есть царское священство. Это задача и моего служения, как вашего архипастыря. Надеюсь, дорогие мои братья, сестры, отцы, что сообща, соборно мы сумеем решить эту задачу. В ней смысл и нашей веры, и нашей миссии, и нашего пастырства, и нашей жизни во Христе.

Ещё раз благодарю всех за участие в нашей дискуссии. Божие благословение да пребудет со всеми вами! Аминь.


Тихон. Епископ Майкопский и Адыгейский.