Церковь и трезвость


На заседании Священного Синода РПЦ 25 июля 2014 г. была принята Концепция Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма. Мы продолжаем дискуссию, начатую высокопреосвященным Тихоном, епископом Майкопским и Адыгейским на тему: «Церковь и трезвость».

Сегодня у нас в гостях священник Свято-Воскресенского храма города Майкопа Роман Малинка.

Церковь и трезвость.

Православная Церковь в современном мире обладает определенным кредитом доверия у людей. Нередко тянутся сюда те, кто потерял последнюю надежду в обычной жизни, по слову Христа Спасителя: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28). Поэтому храм зачастую становится последним прибежищем в том числе и для алкозависимых (наркозависимых), которые устали от шарлатанства и вымогательства денег недобросовестными якобы врачами и целителями. Отчаявшись получить помощь где-либо еще, человек вспоминает о Боге, и идет в храм, рассчитывая здесь обрести трезвость.

Хотя сегодня и пытаются идеализировать языческую Русь, но именно с принятием православной веры к нам пришла потребность в трезвости физической и воспитание трезвости ума. Сегодня эти два достаточно разных понятия для большинства людей ассоциируются лишь с отказом от вредных привычек.

Трезвость ума заключается в нормальном поведении каждого человека, в неупотреблении спиртных напитков и наркотиков, а достигается она благодаря здоровому образу жизни, занятиям спортом, общению с природой.

К сожалению, отсутствие достойного воспитания и слабое знание основ духовной жизни часто не дает возможность правильно сориентироваться, дать верную оценку своим желаниям и наклонностям.

Получается, что трезвый образ жизни относится к области этических норм, а воспитание трезвости ума – к духовной практике?

В обычном понимании трезвость – это воздержание от спиртного. Если мы откроем аскетические святоотеческие произведения, то увидим похожее слово – трезвение. В духовном же значении смысл его гораздо шире. Что же такое трезвение? По мысли многих святых отцов, это хранение ума от искушений, как внешних, выражающихся в тяжких грехах, так и внутренних, на уровне помыслов.

Сегодня мы привыкли обращать внимание только на грубые страсти или грехи, одним из которых является пьянство. Мы привыкли думать так: если я никого не убил, особо не воровал, да еще и не пью – в целом хороший человек. Нам приятно считать себя добродетельными на общим фоне тех людей, грубые страсти которых сломали им жизнь. Человек может не замечать, что тонкие страсти, такие, как тщеславие, гордость, осуждение, могут в значительной степени менять его, порой до неузнаваемости. И причина – в отсутствии трезвости ума, в отсутствии критического суждения о самом себе.

Трезвый человек – это тот, кто по-честному смотрит на себя целиком. Действительно, сложно оценить себя верно. Мы любим, когда нас хвалят, и не любим здравую критику, которая часто является объективным взглядом на нас со стороны. Человек может замкнуться на своих добродетелях, которых не так много, но цена им, по мнению их владельца, чрезмерна велика.

Но если человек сохраняет трезвость ума, а соблюсти его можно только посредством покаяния (на это особо указывают святые отцы), то он непременно заметит, что постоянно восхваляет себя, а это, по меньшей мере, неприлично. Можно с уверенностью сказать, что церковные таинства являются тем фундаментом, на котором каждый приходящий ко Христу сможет построить дом своей души. Занятия спортом, отказ от так называемых вредных привычек, конечно, приветствуется, но все эти усилия, лишенные духовной составляющей, могут оказаться бесплодным. Тело нужно врачевать от болезни, душу – от страстей. Одно без другого невозможно. Как пишет святитель Игнатий Брянчинов, «трезвение – это духовное художество; если долго и с постоянным усердием им заниматься, оно, с Божией помощью, совершенно избавляет человека от страстных помыслов, слов и дурных дел и дарует верное познание Непостижимого Бога – насколько это возможно для нас».

Иерей Роман Малинка.


Разговор на тему «Церковь и трезвость» будет продолжен. Мы ждём новых материалов, размышлений и рассуждений от священников, богословов и мирян на эту непростую тему.