Слово Управляющего Майкопской и Адыгейской епархии Преосвященного епископа Тихона


На заседании Священного Синода РПЦ 25 июля 2014 г. была принята Концепция Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма. В связи с этим мы начинаем дискуссию на тему: «Церковь и трезвость».

Слово Управляющему Майкопской и Адыгейской епархии Преосвященному епископу Тихону.

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Сегодня я приглашаю вас начать разговор о наболевшем, о том, что терзает и мучает наш народ многие и многие десятилетия. Разговор о беде, последствия которой поистине катастрофичны. Разрушенные семьи и брошенные дети, страшные преступления, кражи, грабежи и убийства, нравственная деградация личности а, главное, множество загубленных душ — таковы сатанинские плоды жестокой страсти винопития. Слово Божие в Священном Писании недвусмысленно говорит о пьянстве как о страшном пороке и грехе. «Не смотри на вино, предостерегает Премудрый, оно жалит как аспид» (Притч.23:32). По словам Св. Ап. Павла, пьянство лишает человека Царства Небесного: «...Не обманывайтесь: ...ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (I Кор. 6:10). А в послании ефесянам святой апостол пишет: «Где пьянство, там распутство, всякая неправда, забвение дел Божиих: Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» (Еф. 5,18).

О грехе пьянства неоднократно предупреждали нас и святые отцы, которые считали его источником многих бед и скорбей. Святитель Иоанн Златоуст утверждал: «Виноделие - от Господа, а пьянство – от диавола», «Дьявол никого так не любит, как пьяниц, потому что никто так не исполняет его злой воли, как пьяница. Убегай от вина, как от змия». А святитель Григорий Богослов приравнивает пьянство по степени воздействия на души человеческие, непосредственно к бесам: «Пьянство, плотская любовь, ревность и бес равны между собою. К кому они пришли, у того погубят ум».

Таких примеров в святоотеческой литературе множество. И это неспроста. Вряд ли нужно пояснять, сколь злободневна и болезненна проблема пьянства и алкоголизма для многострадальной России. Почему именно России? Дело в том, что на примере нашей страны мы можем убедиться, как «бытовое пьянство», которым русский народ стал страдать лишь со времен реформ Петра I, переросло почти в тотальный алкоголизм после революции 1917 года по мере ослабления религиозного чувства в народе.

Русская Церковь непрестанно вела борьбу с грехом пьянства среди своего народа. Традиционно при храмах в России создавались общества и братства трезвости. Первые такие общества появились на Руси ещё в 1858 году Указом святейшего синода. Средства в борьбе с пьянством были различны, и прежде всего — литургическая и домашняя молитва, совместное служение молебнов Божией Матери, мученику Вонифатию и другим угодникам Божиим, постоянное слушание и чтение Слова Божия дома и в храме. Плоды такой борьбы Церкви с алкоголизмом не заставляли себя ждать. Вспомните поэта Некрасова: «У нас на семью пьющую Непьющая семья!». С 1900 года до начала пятидесятых годов по употреблению алкоголя мы были на одном из последних мест в мире, а в 1914 г. и вовсе был введен сухой закон. Но революция, гражданская война, власть безбожников и атеистов сделали своё бесовское дело. Оторванный от Бога, от Церкви и от молитвы народ стал пить. Ведь, по словам Достоевского, если Бога нет, то всё позволено. И теперь мы – на грани катастрофы! Потребление алкоголя на душу населения достигает 25 литров. Алкоголизм сегодня является одной из главных угроз здоровью и самой жизни народов государств, составляющих каноническую территорию Русской Православной Церкви. Сегодня назрела необходимость решительной борьбы с этим чудовищным пороком, терзающим народы России.

Неоднократно призывал россиян бороться с пьянством Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «У нас есть национальная беда - слишком много пьем, а водка косит людей. Возьмите под контроль эту часть своей жизни». По словам предстоятеля Русской Православной Церкви, «не может быть светлого будущего, если в голове туман». По благословению Святейшего Патриарха был создан особый Церковно-общественный совет по защите от алкогольной угрозы.

Борьба с таким пороком — дело трудное, и без помощи Божией нелегко страждущей душе высвободиться из губительных оков. Но «Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8:31). Божия Церковь знает верное оружие против этой пагубы: молитва и пост, воздержание и покаяние — действия, совершаемые в строгом соответствии с многовековой православной практикой — вот единственно приемлемые способы для церковного врачевания порока пьянства.

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры! На борьбу с алкоголизмом нужно мобилизовать все силы. И физические, и нравственные, и молитвенные. Призываю вас принять участие в нашей дискуссии, поделиться опытом борьбы с пороком пьянства и алкоголизма в ваших приходах, в ваших малых церквях – семьях. Только вместе, только сообща, только единым молитвенным организмом Церкви Христовой возможно нам одержать угодную Господу победу.

Тихон. Епископ Майкопский и Адыгейский.

Разговор на тему «Церковь и трезвость» будет продолжен. Мы ждём новых материалов, размышлений и рассуждений от священников, богословов и мирян на эту непростую тему.