Кавказский мартиролог


Жители Майкопа и республики часто задаются непростым вопросом: почему Северный Кавказ, куда Православие пришло намного раньше, чем в другие российские земли, почти не имеет своих святых небесных покровителей? На память приходят имена лишь святителя Игнатия (Брянчанинова), блаженного Павла Таганрогского да преподобного Феодосия Кавказского. И это всё? Неужели так слаба вера в нас, неужели наши деды и прадеды далеки были от христианского благочестия? Вот в России, почти в каждой крупной губернии едва ли не россыпь святых угодников.

Дивен Бог во святых Своих. Не стоит дом без праведника. Были и есть светильники великой веры и в кубанских землях, и в ставропольских степях, и средь целебных источников Пятигорья.

В нашей публикации мы расскажем о тех, кого с полным правом можно назвать святыми покровителями Кавказа.

 

Восьмого февраля Русская Православная Церковь чтит память новомучеников и исповедников Российских - всех тех, кто погиб в годы большевистского переворота, гражданской войны и репрессий от воинствующих атеистов за веру Христову.

Православная Церковь на Кубани пережила все этапы репрессий, обрушившиеся на нее в ХХ веке. Народная память хранит имена убитых священнослужителей и монахов, названия разрушенных храмов и монастырей.

Во время "перестройки" многие историки и общественные организации начали сбор сведений и материалов о кубанских новомучениках. На Всесвятском кладбище Краснодара были обозначены могилы некоторых из них. С того времени до момента прославления первых кубанских новомучеников прошло больше десяти лет.

Кубанские новомученики

В России поминовение новомучеников Российских началось с 1991 года, а в 2000 году на Архиерейском Соборе к лику святых было причислено сразу 1154 мученика и исповедника, в земле Российской просиявших. Уже тогда было сказано, что это не окончательный список. Во всех епархиях Русской Православной Церкви были созданы комиссии, которым было поручено вести сбор данных о новомучениках своих областей и готовить документы на их канонизацию. Такая комиссия была создана и при Екатеринодарской епархии. Благодаря деятельности этой комиссии в Москве произошло событие, которое навсегда войдет в историю Кубани. Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение включить в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века пятерых священников, расстрелянных на Кубани осенью 1921 года: Андрея Ковалева, Григория Конокотина, Михаила Лекторского, Григория Троицкого, Иоанна Яковлева. Они стали первыми жителями Кубани, канонизированными в лике святых.

Жития кубанских новомучеников (даны в сокращении)

Священномученик Михаил Лекторский

Родился 9 ноября 1872 года в семье кубанского священника. Закончил Ставропольскую духовную семинарию. Служил в храмах и законоучителем в церковно-приходских школах и училищах ст. Динской, села Благодатного и ст. Воронежской. С 13 мая 1906 года поставлен настоятелем св. Андреевской церкви ст. Новотитаровской, был духовником окружного духовенства. Был женат, имел четверых детей.

За пастырское усердие был отмечен многими церковными и государственными наградами, в том числе за участие в первой всеобщей переписи населения Российской империи. Имел архипастырское благословение на заботы по открытию библиотеки-читальни при церковно-приходской школе.

В ночь с 25 на 26 сентября 1921 года священник Михаил Лекторский был арестован в ст. Новотитаровской кавбригадой Чонгарской кавдивизии Буденного по обвинению в контрреволюционной агитации и перевезен со многими арестованными казаками в ст. Брюховецкую в особый отдел 9-ой большевистской армии.

Здесь полтора месяца заключенные жили в нечеловеческих условиях, спали на соломе, были изъедены блохами и вшами. Люди, видевшие священника Михаила, нашли его скелетом, еле ходившим стариком.

Приговор тройки особого отдела кавдивизии Буденного был коротким - расстрел.

Когда группу заложников из 40 человек раздели до исподнего, казаки стали просить священника исповедать их. Батюшка исповедал и, отпустив грехи, сказал: "А приобщитесь вы своею кровью. И теперь простите меня, в чем я повинен". Когда же он стал служить молебен, их стали бить прикладами. Особенно сильно били священника.

Затем связали им руки, бросили в телеги и повезли за станицу в глиняный карьер. Лежавший с отцом Михаилом казак сумел развязать себе руки и развязал их священнику. "А теперь давай бежать", - шепнул казак. Но батюшка ответил: "Благославляю тебя бежать, а я уже не в силах". Казак бежал. Когда большевики среди приговоренных к расстрелу нашли развязанными руки только у священника, то подвергли его страшным истязаниям.

Всех заложников расстреляли 28 октября 1921 года в 10 часов вечера. Среди горы трупов выделялось своим изуродованным видом тело священника Михаила.

 

Священномученик Иоанн Яковлев

Родился 11 ноября 1866 года в крестьянской семье в селе Новоегорлыкском Ставропольской губернии. Закончил Ставропольскую духовную семинарию.

Служил в Николаевском храме г. Ейска, Иоанно-Богословской церкви ст. Новониколаевской, св. Даниловском храме г. Ставрополя, св. Дмитриевской церкви Екатеринодара. Преподавал Закон Божий в екатеринодарском епархиальном женском училище. Был назначен представителем от духовенства в Екатеринодарскую городскую Думу. Был женат, имел четверых детей.

Священник Иоанн имел церковные и государственные награды.

Арестовали батюшку ночью 16 сентября 1921 года за переписку с высланными священниками.

На защиту о. Иоанна поднялся весь приход Дмитриевской церкви Краснодара. Верующие отправили письмо в защиту своего пастыря. Они писали: "Священник Иоанн Яковлев, проживая рядом более 20 лет, нам близко и хорошо известен, как человек всегда относящийся с любовью к людям, будучи его духовным пастырем на пути добра, совести и чести. Он сеял доброе и разумное, полезные наставления в духе христианства".

Но 23 сентября 1921 года было вынесено решение тройки о высшей мере наказания. Погребен в Краснодаре в неизвестной могиле.

 

Священномученик Григорий Конокотин

Родился 1 апреля 1869 года в семье священника села Новоегорлыкского Ставропольской губернии. Закончил Ставропольскую духовную семинарию.

Служил священником и занимал должность законоучителя в селе Тахтинском, Покровской церкви села Медведского Ставропольской губернии, селе Молдавском Кубанской области.

Священник Григорий имел церковные и государственные награды, в том числе орден св. Анны за труды по школьному делу.

Был женат, имел пятерых детей.

Священник Григорий был арестован 8 сентября 1921 года у себя дома в Краснодаре "за бегство от Советской Власти". Дело по обвинению священника было заслушано на распорядительном заседании Коллегии Кубчерчека 23 сентября. Комиссия постановила: считать факт преступления доказанным и как врага трудового народа расстрелять.

Приговор был приведен в исполнение 23 сентября 1921 года в 2 часа ночи в присутствии членов Коллегии Кубчерчека.

 

Священномученик Андрей Ковалев

Родился 12 августа 1871 года в ст. Кореновской. Окончил Ставропольскую духовную семинарию.

Служил в Петропавловской церкви ст. Платнировской, Вознесенской церкви ст. Кущевской Кубанской области, Космодамиановской церкви с. Благодарного, Казанской церкви с. Удельного Ставропольской губернии, преподавал в церковно-приходских школах и училищах. Оказывал спасительное влияние на иноверцев, присоединил к Православию из раскола австрийского толка семью из пяти душ.

После 1917 года численность действующих храмов катастрофически сокращалась, поэтому священник Андрей был переведен в Краснодар членом правления свечного завода.

Имел церковные награды. Был женат, имел двух детей.

Батюшку арестовали 21 сентября 1921 года по обвинению в поджоге свечного завода и агитации против Советской власти. В ходе расследования чекистам не удалось доказать вину священника. Тогда Коллегия Кубчерчека постановила: "Принимая во внимание тревожный момент в связи с нападением банд на ст. Динскую и предположением напасть на Краснодар и для поддержания общей политической ситуации в городе, как элемент враждебный Соввласти - расстрелять." Приговор был приведен в исполнение 23 сентября 1921 года в час ночи.

 

Священномученик Григорий Троицкий

Родился 1 октября 1870 года. Окончил Ставропольскую духовную семинарию.

Служил в Вознесенской церкви ст. Пашковской, Троицкой церкви ст. Должанской. Преподавал Закон Божий в церковно-приходских школах и училищах, работал противобуддийским и противосектантским миссионером. Был членом Екатеринодарского комитета попечительства о народной трезвости, заведующим Пашковской Вознесенской церковной школой. Был женат, имел четырех детей.

Имел церковные и государственные награды.

Арестован комиссаром Кубчека 15 сентября 1921 года. Священнику было предъявлено обвинение в контрреволюционной агитации. Был расстрелян 28 сентября 1921г. в два часа ночи.

 

Жертвы красного террора

За короткое время (весну и лето 1918 года) в Кубанской области большевиками было убито 43 священника.

Во время изъятия церковных ценностей в 1922г. было расстреляно и замучено духовных лиц разного звания:

В Кубанской области - 69

Черноморской губернии - 37

Священник Иоанн Пригоровский (ст. Незамаевская) убит в пасхальную ночь 1918 года. Убийцы выкололи священнику глаза, отрезали язык и уши и закопали живьем в навозной яме.

Священник Александр Подольский (ст. Владимирская) весной 1918 года после глумлений и избиений был зарублен на свалке. Прихожанин, попытавшийся его похоронить, был застрелен на месте.

Священник Григорий Никольский (Марие-Магдалинский женский монастырь под ст. Роговской) убит красноармейцами 27 июня 1918 года после Литургии выстрелом в рот с криками: "И мы тебя приобщим".

Священник Иванов, прослуживший 30 лет в ст. Попутной был заколот красногвардейцами за свои проповеди, где указывал, что большевики ведут Россию к гибели.

Священник Троицкой церкви ст. Вознесенской Алексей Павлов (60 лет) был убит на станичной площади.

Священник Феодор Березовский (50 лет) убит красногвардейцами в ст. Удобной.

Священник Михаил Лисицын убит 22 февраля 1918 года в ст. Усть-Лабинской после 3-хдневных мучений и глумлений. На его теле оказалось более десяти ран, голова была разрублена в куски.

Священник Иоанн Краснов (ст. Должанская) сожжен живьем в паровозной топке в апреле 1918 года.

Священник Алексей Милютинский (59 лет) застрелен в мае 1918 года в ст. Новощербиновской.

Священник Александр Флегинский (56 лет) после мучений и издевательств убит в ст. Георгие-Афипской.

Священник Иоанн Малахов хутора Танайки Черноморской губернии был арестован красногвардейцами вместе с женой. Были расстреляны после издевательств в ст. Мингрельской.

В ст. Пластуновской был убит священник Георгий Бойко. На горле у него была ужасная рана.

В ст. Кореновской был убит священник Назаренко.

В Краснодаре в одну ночь по приказу Буденного убито шесть священников.

(По материалам книги "Новые мученики российские" священника Михаила Польского).

 

Жития Пятигорских новомучеников.

В середине 20-х годов на Ставрополье были весьма активны обновленцы. Существовала даже специально учреждённая Пятигорская обновленческая епархия. Для противодействия обновленцам распоряжением митрополита Сергия (Страгородского) в 1926 году, будучи выведенной из состава Ставропольской епархии была учреждена самостоятельная Пятигорская кафедра. С 27 июня 1927 по 14 февраля 1939 года Пятигорскую кафедру возглавляли 7 архиереев: Архиепископ Фаддей (Успенский), Архиепископ Димитрий (Добросердов), Епископ Никифор (Ефимов), Архиепископ Павел (Вильковский), Епископ Иоасаф (Жевахов), Епископ Пётр (Савельев), Архиепископ Мефодий (Абрамкин). Все семеро неоднократно подвергались гонениям от советской власти и в разное время были расстреляны. Трое Русской Православной Церковью причислены к лику святых.

Архиепископ Димитрий (в миру Иван Иванович Добросердов).  Родился 22 января 1865 в селе Пахотный Угол, Тамбовской губернии в семье священника. Окончил Тамбовскую духовную семинарию (1885), Московскую духовную академию (1898) со степенью кандидата богословия.  В 1908 году пострижен в монашество, возведен в сан архимандрита и определен на должность синодального ризничего и настоятеля московской церкви Двенадцати Апостолов в Кремле. С 1909, одновременно, наблюдатель послушнических школ ставропигиальных монастырей. С 18 мая 1914 года — епископ Можайский, викарий Московской епархии. Заведовал богословскими педагогическими курсами в Москве, руководил изданием научного художественно-иллюстрированного описания Патриаршей ризницы.

С 1917 — настоятель Саввино-Сторожевского монастыря. С 13 апреля 1923 — епископ Ставропольский.  Два месяца владыка служил здесь. Это был первый период его служения на Кавказе. В июне 1923  его назначают на Бакинскую кафедру. В 1925 был арестован. После освобождения был назначен архиепископом Донским (судя по всему, продолжал жить в Москве). В 1926 ответственный сотрудник ОГПУ Е. Тучков потребовал от него выезда из Москвы. Владыка уехал в Пятигорск, где в 1927 Заместитель Патриаршего местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) учредил новую епархию и назначил архиепископа Димитрия правящим архиереем. Служил в Кисловодске, где снимал комнату в районе, который назывался Реброва Балка, на окраине города за железнодорожным вокзалом, неподалеку от Пантелеимоновской церкви, в которой часто служил. С 31 декабря 1929 года — архиепископ Костромской и Галичский. 13 мая 1932 года уволен на покой. С 27 июня 1932 года  — вновь архиепископ Пятигорский. Здесь прослужил до 19 сентября 1932 года.

29 сентября 1937 был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. Обвинён в антисоветской агитации: в заявлениях о том, что в СССР существуют гонения на религию и духовенство, и в распространении слухов о расстреле митрополита Петра (Полянского). Виновным себя не признал. 17 октября был приговорен к расстрелу. Расстрелян на полигоне Бутово под Москвой 21 октября 1937.

 

Архиепископ Фаддей (в миру Иван Васильевич Успенский) родился 12 ноября 1872 года в селе Наруксово Лукоянского уезда Нижегородской губернии в семье священника Василия и жены его Лидии, у которых было семь сыновей и две дочери. Дед будущего владыки тоже был священником, и домашние почитали его как сугубого молитвенника, как человека, имевшего глубокую веру и любящее, кроткое и снисходительное сердце. После окончания Нижегородской Духовной Семинарии Иван Успенский поступил в Московскую Духовную Академию. В то время ректором академии был архимандрит Антоний (Храповицкий), с которым Иван сблизился и впоследствии подружился.

В 1896 году Иван окончил Московскую Духовную Академию.

В августе 1897 года ректором академии архимандритом Лаврентием Иван был пострижен в монашество с наречением ему имени Фаддей и рукоположен в сан иеродиакона епископом Тобольским и Сибирским Агафангелом в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

21 сентября преосвященным Нестором, епископом Дмитревским, иеродиакон Фаддей рукоположен в иеромонаха и назначен преподавателем Смоленской Духовной Семинарии. В 1890 году иеромонах Фаддей был переведен в Уфимскую Духовную Семинарию. Здесь за диссертацию "Единство книги пророка Исаии" он получил степень магистра богословия. В 1902 году он был назначен инспектором, а затем - ректором той же семинарии с возведением в сан архимандрита, а через год - ректором Олонецкой Духовной Семинарии.

21 декабря 1908 года архимандрит Фаддей был хиротонисан во епископа Владимиро-Волныского, викария Волынской епархии.

В феврале 1917 года епископ Фаддей впервые попал на служение на Кавказ, получив временное назначение во Владикавказ. Начиналась смута, но владыка, приехав в город, прямо с вокзала отправился в собор и отслужил литургию.

В 1919 году Владыка Фаддей был арестован. Сразу же после его ареста православные жители города Житомира написали заявление в Волынскую ЧК с просьбой отпустить владыку. В сентябре 1922 года арестован вторично.

После смерти Патриарха Тихона в 1925 году обновленцы, добиваясь участия православных епископов в обновленческом соборе, обратились к Архиепископу Фаддею с приглашением принять участие в работе по подготовке собора. Владыка ответил: "Имею честь сообщить, что на принятие участия в организационной работе по созыву третьего Всероссийского Поместного собора я не имею канонически законного полномочия".

4 месяца (27 июня — 27 октября 1927) владыка возглавлял специально созданную Пятигорскую епархию.

20 декабря 1937 года Архиепископа Фаддея последний раз арестовали и посадили в одну камеру с уголовниками. Владыке на тот момент было 65 лет.

Через десять дней после ареста Архиепископ Фаддей был приговорен к расстрелу. Он обвинялся в том, что "являясь руководителем церковно-монархической организации, имел тесную связь с ликвидированной церковно-фашистской организацией в г. Кашине (участники которой в числе 50 человек приговорены к высшей мере наказания) давал задания участникам на организацию и насаждение церковно-монархических групп и повстанческих ячеек, по Карельскому национальному округу, осуществлял руководство по сбору средств на построение нелегального монастыря и руководил организацией систематической агитации". Святитель Фаддей был казнен 31 декабря 1937 года.

 

Всего один месяц руководил Пятигорской кафедрой ещё один новомученик  Епископ Иоасаф (в миру Владимир Давидович, князь Жевахов или Джавахишвили).  Будущий святитель родился 24 ноября 1874 в имении Линовица Пирятинского уезда Полтавской губернии. Родился в дворянской семье, выходец из грузинского княжеского рода Джавахишвили, брат-близнец Николая Давидовича Жевахова бывшего товарищем обер-прокурора Святейшего Синода.

Окончил юридический факультет Киевского университета (1899 год). С 1900 года служил в Киевской судебной палате. С 1911 года — старший советник Киевского губернского правления, затем — чиновник особых поручений при Киевском, Подольском и Волынском генерал-губернаторе. В 1902—1914 годах— почётный мировой судья по Пирятинскому, затем по Киевскому уезду. Был участником монархического движения, членом Русского собрания.

С октября 1908 года — действительный член Православного миссионерского общества. Член-учредитель Православного Камчатского братства. С 1910 года — член комиссии по устройству раки для честных мощей святителя Белгородского Иоасафа (Горленко), своего дальнего родственника.

После революции был вынужден скрываться, в том числе в Зверинецком скиту. Затем работал в Украинской Академии наук. В 1924 году был впервые арестован и 7 месяцев провел в тюрьме Киева. Сразу после освобождения Жевахов обратился с письмом к святейшему патриарху Тихону с просьбой благословить его на принятие монашества. 26 декабря 1924 года в Зверинецком скиту епископом Уманским Макарием (Кармазиным) был пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха.

С 6 июля 1926 года — епископ Дмитриевский, викарий Курской епархии. Вскоре был арестован и в 1926—1929 годах находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения. После лагеря три года провёл в ссылке в Нарымском округе (Восточно-Сибирский край).

Был последовательным сторонником церковной политики митрополита Сергия (Страгородского).

С 19 сентября 1932 года — епископ Пятигорский, с 28 октября 1932 года — епископ Чебоксарский. От назначения отказался.

С 29 июня 1934 года — епископ Могилёвский. С 1936 года также управлял Минской епархией.

В 1937 году арестован УНКВД по Курской области по обвинению в «руководстве контрреволюционной фашистской организацией церковников». В частности, был обвинён в том, что назвал убийство С. М. Кирова «заслуженной карой» за расстрелы, которые проводились по приказу Кирова. 4 декабря 1937 года осуждён тройкой УНКВД по Курской области и в тот же день расстрелян.

Россия, пройдя сквозь годы коммунистического богоборчества, совершила путь на свою Голгофу. В горниле страданий она обрела сонм новомучеников и исповедников, предстоящих пред Господом и непрестанно молящихся о ней.

 

Святые Новомученики земли Российской,

Молите Бога о нас!