Беседа 4. Что такое Церковь?


- Отец Сергий, Христос Воскресе!

- Воистину Воскресе!

- Однажды Господь и Спаситель наш Иисус Христос сказал в беседе с апостолом Петром: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её». И вот прошло уже две тысячи лет, а врата ада и по сей день не могут одолеть Божией Церкви. Так что же такое Церковь Христова?

- Попробую ответить словами Священного Писания: «Тело Его, которое есть Церковь» (Кол.1:24), а в другом месте: «Чтобы ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (Тим. 3:15). А вот архиепископ Иннокентий Херсонский говорит такую фразу: «Церковь не в бревнах, а в ребрах».

Дело в том, что в нашем понимании Церковь – это такой дом с крестом. Замечательный, красивый, со множеством золотых куполов. Мы говорим: идём в церковь, подразумевая именно культовое строение. Мне приходится общаться со многими людьми, которые приходят в наш храм для беседы со священником, и в начале такой беседы я часто объясняю, что есть большая разница между Церковью и храмом. То здание, куда мы приходим на Богослужения правильно называть именно храмом. Но так сложилось у нашего народа, что храм Божий стал называться церковью. Это очень древняя традиция, хотя и не совсем правильная. Это храм, освящённый в честь того или иного святого, того или иного праздника Господня или Богородичного. А вот люди, прихожане, община этого храма – вот это и есть Церковь, глава которой – Сам Христос Спаситель. Один священник сказал замечательные слова: «Церковь – это благодатное, сверхъестественное, на основе голгофской жертвы Самим Богом установленное на Земле единство свыше рожденных людей, составляющих таинственное Тело Христово, напоенное Духом Святым и имеющее Главою Своею Самого Господа Иисуса Христа». Вот и получается, что Церковь действительно не в бревнах.

Почему речь идёт именно о бревнах? На Руси, как известно каменных храмов было не так много. В основном храмы Божии строились деревянные. Из брёвен.

Итак Церковь не в бревнах, а в ребрах. Что ещё за ребра? Это люди, народ Божий, верующий во Христа, смотрящий на Христа глазами апостолов. Ведь поймите, на Христа смотрели разные люди. Среди них были и фарисеи, и мытари, и язычники. Смотрели по разному. И Ирод смотрел, и Понтий Пилат, и Иуда Искариотский. Но эти, последние, не являются членами Церкви. А членом, ребром Церкви является только тот, кто рождён от Духа Святаго, кто принял святое крещение и смотрит на Христа глазами апостолов.

В начале нашей беседы вы произнесли замечательнейшие, исполненные великой истины слова Христа: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её». Как же хочется иным из общества нашего верить в то, что в один «прекрасный» для них момент наступит уничтожение нашей Церкви. И тогда они, неважно, как их называют, сектанты, либералы и иже, имя им Легион, создадут свою собственную «церковь». Глупые. Церковь создал один раз и на веки вечные Христос. И вот две тысячи лет уже мы воюем с адовым воинством. К сожалению, в битве этой с нашей стороны есть раненые и убитые. Но если Главой нашей, предводителем нашим является Христос, то кто может одолеть нас в этой битве?

Иногда наши оппоненты ехидно спрашивают: «А вот как вы сможете доказать, что именно вы – Церковь Христова»? Во-первых, у нас есть преемственность. Она документально зафиксирована. Христос – апостолы - епископы, рукоположенные апостолами… И так до нашего времени. Повторяю, это документально зафиксировано. От Христа до наших дней. Все патриархи, все предстоятели поместных Церквей. Нам действительно уже две тысячи лет. Это не то, что в какой-нибудь деревушке живёт себе некий Вася Огородников. И вот решил он, а создам ка я церковь. Взял Евангелие и пошёл эту «церковь» создавать. Такого не бывает.

- Кстати очень важный момент. Часто можно слышать утверждения: есть Церковь Православная, есть церковь католическая, церковь лютеранская, церковь свидетелей двенадцатого дня Адонаи, церковь зелёной кадушки дядьки Тараса и так далее. Как много оказывается церквей Христовых! А православные твердят: нет, только мы истинная Церковь.

- Да. И я бы сказал так: есть Церковь Православная и так называемые протестантские «церкви» . Почему так называемые? Очень просто. Их Господь не создавал. Создание этих религиозных организаций – дело рук человеческих. То, что они пользуются нашим Священным Писанием, ни о чём ещё не говорит.

– Почему не говорит? Когда мы открываем любое Евангелие на русском языке, даже те, которые распространяются протестантами, мы видим надпись «Синодальный перевод». Синодальный перевод. Перевод, осуществлённый специальной комиссией Священного синода Русской Православной Церкви. И руководство переводом осуществлял вице-президент Российского библейского общества архимандрит Филарет (Дроздов).

- Конечно. Попросту говоря, они украли у нас и этот перевод, но и не в переводе даже дело. Церковь Божия, Церковь Христова первична. Она первичнее, чем любой перевод и даже само Священное Писание. Церковь образовалась в день Пятидесятницы, а первые тексты Священного писания появились через годы, а поздние тексты даже спустя десятилетия, после события рождения нашей Церкви. И только потом составляется канон Нового Завета, то есть Церковь из множества псевдоевангелий и прочих апокрифов оставляет только те книги, которые считает Богодухновенными.

- Батюшка, вы уже сказали, что только тогда ты можешь считаться членом церкви, когда находишься в храме со Христом, смотришь на Христа глазами апостолов и принимаешь в себя Христа. Тут мы подходим к ещё одному краеугольному камню нашей веры, тому, что называется удивительным словом Евхаристия. Как-то я был участником такого спора. Один человек говорил: храм – это место, построенное для совершения евхаристии. А другой возражал ему: нет, евхаристия – это то, вокруг чего строится храм. Кто из них ближе к Истине?

- Пожалуй, второй. Только я хочу сразу же уточнить. Церковь – это не место, в том понимании, что туда можно прийти. В Церковь не приходят. В Церковь Господь приводит человека Сам. Господь зовёт, Господь приводит. Зовёт, кстати, всех. Абсолютно. Многие слышат, но не все слышащие откликаются. Много званных, да мало избранных. А евхаристия – это действительно основа основ нашей Церкви. Вокруг неё всё свершается в нашей Церкви. Быть причастником Христа, то есть стать частью Христа – вот главнейшая цель Православия. Без этого не возможно. Сколько угодно можно изучать Библию, сколько угодно можно проповедовать Христа на улице, сколько угодно можно читать книг о Христе, но если ты не станешь частью Его, то есть причастником Его истинного Тела и Его истинной Крови, ты не сможешь иметь жизни вечной. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (Ин 6: 51-56). Да, для кого-то эти слова Христа могут показаться жестокими, странными, и мы знаем, что после этих слов часть учеников просто покинула Господа, ушла от Него. Он не стал их догонять, мол, подождите, вы меня неправильно поняли, сейчас я вам всё объясню, не стал. Они ушли. А причастие – было есть и будет Богом установленное таинство, не некий символический обряд, творимый в память о Христе, а именно таинство принятия Истиной Крови и истинного Тела Господа нашего Иисуса Христа. И только в Церкви Божией оно, это таинство является истинным.

- Возглас: «Господь посреди нас» - это как раз и есть обозначение того, что вот сейчас, в это самое мгновение Господь наш Иисус Христос в виде евхаристических Даров осязаемо, зримо присутствует в нашей жизни?

- И это в том числе. Господь действительно присутствует на каждом нашем Богослужении. Повторяю, Церковь – это тело Христово, а Сам Христос является главой (головой) этого тела.

- И ещё один важный момент. Апостол Павел говорит, что если не Воскрес Христос, то и вера наша тщетна. То есть мы очертили основополагающие моменты нашей веры: быть со Христом, смотреть на Него глазами апостолов, принимать Его в таинстве причастия и искренне, всем сердцем верить в Его Воскресение.

- Я бы сказал так. Всё это способствует нашему спасению. Это залог нашего спасения. А если это залог нашего спасения, то соответственно мы пребываем в теле Христовом. Можно множество раз ходить в храм, но без причастия ты не являешься православным христианином. Сколько угодно можно читать Библию, но без исповедования той веры, которую исповедует Церковь, а это Символ веры, ты не являешься православным христианином, то есть членом Церкви Христовой.

- Был период в нашей недавней истории, который можно назвать, я не знаю правильно или нет, церковным ренессансом. Когда в конце 80‑х – начале 90‑х после многолетнего официального безбожия Церковь начала возрождаться. Опять стали строиться храмы, открываться монастыри. Сегодня, скажу грубо, интерес российского общества к Церкви несколько угасает. Более того, либеральные СМИ, интернет словно начинают новые атаки на Церковь. Здесь и пресловутые батюшки на «Мерседесах», и борьба с клерикализмом, и протесты общественности против передачи Церкви Исаакиевского собора и выступления «активистов» против строительства новых храмов в Москве, и ревность к авторитету святейшего патриарха… Опять начинается война против Церкви?

- Это происходит оттого, что некие заинтересованные, вернее незаинтересованные в возрождении Церкви граждане, видят, что Церковь из музея, из клуба для недалёких старичков, из фольклорного ансамбля превращается в авторитетнейший институт всего нашего общества, укрепляется, набирает силы. Ведь смотрите, Церковь пошла в школы, в ВУЗы, в больницы, исправительные учреждения, в воинские части. И там Церковь ждут, там Церкви рады. И этот выход Церкви за собственную церковную ограду возмущает врагов церкви, злит бесов, которые руками и голосами наших либералов пытаются с Церковью воевать. Либеральная элита в начале 90-х решила использовать Церковь в своих интересах, для борьбы с государством и в качестве инструмента такого всеобщего послушания. Пусть себе ходит народ в храмы, пусть ставит свечки, пусть умиляется и восхищается архитектурой, пусть будет у него такое карнавальное верование, лишь бы народ не задумывался о.. Вообще не задумывался. Но оказалось, что православие – это не косоворотка и хромовые сапоги, оказалось, что это намного глубже, что люди, придя в Церковь, стали менять свой внутренний мир, сообразуя его с учением Христа Господа. Это кое кому очень не нравится. Люди в Церкви не только очистили территории храмов от мерзости запустения, но и стали очищать собственные души.

- Да ещё и других призывают к покаянию.

- Именно так. И это вызывает гнев. Отсюда такие нападки на Церковь. Конечно, если брать отдельных членов Церкви, то, к сожалению, приходится признать, что и мы сами немало способствуем тому, что на Церковь выливаются ушаты грязи. Своим недостойным поведением мы сами зачастую провоцируем наших критиков к подобным нападкам. Что есть, то есть. Это и от нашей лени, и от нашего невежества, незнания истинного учения Церкви, от гордыни нашей, дескать мы – христиане, стало быть уже спасены и можно делать, всё чего ни пожелаешь, Господь простит. Поэтому прежде, чем критиковать наших противников, давайте лучше займёмся врачеванием собственных душ, исправлением собственных грехов.

- Отец Сергий, я предлагаю вернуться к самому началу нашей беседы. Так всё-таки: врата ада не одолеют Церкви Божией?

- Нет. Никогда.  И дело не только в моём личном оптимизме, так сказал Христос, и я ему верю. У меня есть полное основание доверять своему Спасителю. Как бы не пытался ад, слуги ада одолеть Церковь Христову, какую бы войну не вели против Неё бесы, пусть даже кажется иногда, что Церковь на волоске от гибели, что ад торжествует победу, Христос, Воскресший Христос победит и ад, и бесов, и саму смерть.

- Спаси Господи, батюшка, Христос Воскресе!

- Воистину Воскресе Господь наш Иисус Христос!