Беседа 6. Сектантам и сомневающимся о Православии. Часть 1


- Отец Сергий, в наших прежних беседах мы много говорили о сектах, о том, что секта – это зло, о том, что нужно делать, если наши близкие оказались в секте. Но чем же лучше Православная Церковь любой секты? Давайте сегодня мы поговорим на такую тему: сектантам о Православии. Или даже так: сомневающимся о Церкви. Дело в том, что наши многочисленные оппоненты называют нас иногда идолопоклонниками, язычниками и многобожниками. Давайте попробуем разобраться в тех обвинениях, которые нам предъявляются.

- Давайте попробуем.

- Мы не будем сегодня защищать себя, потому что Церковь Христова истинна, а истина, как известно, не требует оправдания. Церковь существует уже 2000 лет и не нуждается в самозащите, ведь даже врата ада не одолеют Её.

Начнём с огульных обвинений в многобожии. Речь идёт о почитании святых. Вот, дескать, у вас, у православных, куча богов. Николай-чудотворец, Варвара-великомученица, Пантелеимон-целитель, Георгий-Победоносец и прочие. Это так?

- Нет, конечно. Я не хочу говорить сейчас за весь христианский мир. Может быть, представители неких псевдохристианских деноминаций и считают святых своими богами, но не так в Православии. К нашей Церкви это абсолютно не относится. А если кто-то хочет, чтобы мы выглядели именно так, то это их личные проблемы. Не надо нам приписывать того, чего у нас нет и быть не может.

На самом деле Святые или угодники Божие – это те, кто угодил Богу своей праведной жизнью, те, кто жизненным подвигом стал как бы подобен, повторяю, как бы подобен Богу. Они не считаются безгрешными, но почитаются Церковью. Человек был праведен, соблюдал заповеди Божии, и он своей жизнью, а также зачастую своей смертью явил образец христианского благочестия. Для нас это облако свидетелей бытия Божия. Которое, кстати, не должно загораживать от нас Солнце Правды Самого Иисуса Христа. Мы носим удивительное имя – христианина, что означает «помазанный», ведь Христос – это Помазанник. И христиане – это последователи Христа. Наши молитвы в храме ли, дома ли, в дороге ли, в первую очередь обращены Христу. Самая простая молитва и самая распространённая: «Господи, помоги!».

А вот молитвы ко святым заключаются в том, что мы просим этих угодников ТАКЖЕ МОЛИТЬСЯ ЗА НАС КО ГОСПОДУ.

- Да. Мы говорим не: «Исцели меня, святой мученик Пантелеимон». Мы просим: «Святой великомучениче Пантелеимоне, моли Бога о мне».

- Я вспомнил при этом слова апостола Иакова: «Молитесь друг за друга» (Иак. 5: 16). Понимаете, нужно молиться не только за себя, но друг за друга, потому что всех тех, за кого молюсь, я соединяю с собою верою и любовью, и ведь «мы многие одно тело, ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10, 17; Еф. 4, 4).

- Вы упомянули облако свидетелей. По-гречески свидетель звучит как «мартирос».

- Да. В древности этим словом мартирос, т.е. свидетель именовались мученики. Потому что они своим мужеством, своей верностью Христу и готовностью идти не только на кровавые пытки, но и на смерть, свидетельствовали о силе своей веры, и об истине христианства. И мы чтим этих свидетелей-мучеников. И никто не запретит нам чтить этих людей, которые превзошли нас своей жизнью, своей любовью ко Христу, исполнением Христовых заповедей. Мы можем и должны брать с них пример. Апостол Павел говорит: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7). Святые и есть наши наставники во Христе. Мы помним о них, мы пытаемся подражать их жизни. Они прошли дорогой, которая привела их ко Христу. Разве недостойны они за это почитания?

- Да, перед нами ярчайший образец христианского истинного подвига.

- Спрашивают иногда: ну, зачем вам святые, если есть Христос? А попробуем этот вопрос переадресовать всё тому же апостолу Павлу, проповедовавшему среди язычников. А он говорил: «умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4:16). Понимаете, мне подражайте, как я подражал Христу. И апостол не просто советует, а умоляет учеников подражать ему.

- Подчас можно услышать и такие обвинения в наш адрес, дескать вы почитаете эдаких волшебников, магов-чудотворцев. Какое, мол, это имеет отношение к чистой вере во Христа?

- Нет никакой связи между колдунами-волшебниками и святыми Божьими угодниками. Наоборот. На протяжении всего Священного писания, начиная от книги Бытия и заканчивая посланиями апостолов, осуждается колдовство и чародейство. Но вот парадокс. Всё там же в Священном писании мы почти всегда встречам чудотворения тех людей, которые угодили Богу. Но они не колдуны. Сам Бог через этих людей творит чудеса. Характерный пример из Библии, когда египетские жрецы творят чудеса, и Моисей творит чудеса. Моисей творит чудеса Божии, а жрецы, сами понимаете чьи. Повторяю, Моисей творит чудеса Божьей силой, призывая имя Божие, призывая Бога себе в помощь.

- Если преобразовать то, о чём мы с вами говорим на бытовой, житейский язык. Вот есть некий правитель. И у меня к нему есть важное дело. Я выхожу на улицу, подхожу к дворцу этого правителя и начинаю громко взывать. Вероятно он меня слышит. Но слышат также и его придворные, министры. Они проникаются моей проблемой и тоже взывают к этому правителю. Моя просьба, моя проблема будет решена. Примерно так происходит, когда мы через святых взываем к Богу?

- Видите ли, у нас, христиан, есть возможность обращаться к Богу, к нашему Создателю напрямую, минуя посредников. Хотя, давайте скажем прямо: есть такой посредник между Богом и людьми. Этот посредник - Богочеловек Иисус Христос (1 Тим. 2: 5). Творец слышит наши молитвы. Слышит! Но это не запрещает нашим братьям во Христе, нашим друзьям, а святые угодники Божии – это наши друзья, также ходатайствовать о нас. И эта молитва наших друзей не заменяет, но дополняет нашу молитву. Если мы просим сами, Бог всё равно слышит нас. Но молитва коллективная очевидно важнее. Вспомните, как в детстве мы просили у родителей отпустить нас погулять во двор, но отец за некие провинности не отпускал. Тогда приходили наши друзья и уговаривали отца, дескать, пожалуйста, отпустите, всё будет хорошо, в лужи мы залезать не будем, в угольной куче возиться не станем, коленки не разобьём, а к семи часам ваш сын, как штык будет дома, честно-честно. И отец, поворчав для приличия, отпускал нас гулять.

«Молитесь друг за друга», - говорит апостол Павел. Мы не знаем, не можем понять нашим разумением, для чего вообще нужна молитва, потому что Бог и так всё знает, всё слышит и видит, но значит есть такая необходимость в молитве за друзей, значит в этом и проявляется Любовь в высшем понимании этого слова.

- Вы сказали, что Христос – посредник между Богом и людьми. И вот тут возникает ещё один вопрос. Часто нас упрекают в том, что мы, православные, многобожники, что у нас не один, а три Бога. А на самом деле Бог один. Значит, ваше Православие не что иное как язычество.

- Ещё и ещё раз повторим, христианство – религия монотеистическая. Бог у нас один. «Верую во ЕДИНОГО Бога», - так начинается православный Символ веры. «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Второз. 6: 4). Но когда начинаешь беседавать с иными сектантами, начинаешь на пальцах буквально объяснять учение о Святой Троице, они не понимают или не хотят понимать. И что тут поделаешь? Ребёнку тоже в жизни взрослых не всё понятно. Этот ребёнок, взирая на взрослых, может навешивать то или иное клише, то или иное представление. И даже если папа и мама будут твердить, что это не так, ребёнок не понимает или не хочет понимать. Тоже самое видим мы в общении с фанатиками-сектантами. Мы утверждаем, что у нас Бог у нас один, что Бог един в трёх ипостасях. Мы говорим, говорим, говорим об этом. И если кто желает узнать об этом, он узнаёт, но кто хочет оставаться глух, потому что ему так удобнее, тот и останется глух к глаголу разума.

- Отдельные сектанты говорят, мол, найдите нам в Священном писании слова о том, что Иисус Христос – Бог, тогда, может быть, поверим. А раз не написано, то и грош цена вашей догматике.

- Да, есть представители тех или иных религиозных организаций, которые называют себя христианами, читают наше Священное писание, но тем не менее христианами их назвать язык не поворачивается. Если Христа – Главу и основателя нашей Церкви, несмотря на многочисленные свидетельства в Писании, в истории христианства, они не считают Богом, что здесь поделаешь. Да и то же Священное писание они изменили и исказили в угоду своему учению. Что-то доказать им очень и очень непросто. А в основном все христианские конфессии: и православные, и католики, и абсолютное большинство протестантов свято верят, что Господь Иисус Христос – сущий над всем Бог (Рим. 9: 5).

 

(продолжение беседы следует)