Беседа 7. Суеверия и вера.


- Батюшка, благословите! Сегодняшнюю нашу беседу я хочу начать с весьма пространной цитаты. Это отрывок из рассказа Гилберта Честертона. Позволю себе процитировать: «Вас коснулось поветрие, которое в наше время распространяется всё больше и больше. Оно узурпаторски захватило власть над умами. Люди с готовностью принимают на веру любые голословные утверждения... лавиною надвигается новая сила, и имя ей — суеверие. Вот оно, первое последствие неверия. Люди утратили здравый смысл и не видят мир таким, каков он есть. Теперь стоит сказать: «О, это не так просто!» — и фантазия развёртывается без предела, словно в страшном сне. Тут и собака что-то предвещает, и свинья приносит счастье, а кошка — беду, и жук — не просто жук, а скарабей. Словом, возродился весь зверинец древнего политеизма. Так вы катитесь назад, к обожествлению животных, обращаясь к священным слонам, крокодилам и змеям…». Иными словами, там где кончается истинная вера, тут же воцаряются суеверия, а это прямой путь к язычеству.

- Да. Суеверия процветают в том человеке, который истинную веру подменяет собственными представлениями о вере. Само слово «суеверия» образовано от славянского «суе» - пустота, ни во что, вхолостую. И суеверия, следовательно, - это верования впустую. Сталкиваясь в нашей стране с суевериями, с изумлением и, вместе с тем, с огорчением замечаешь, что суеверные люди абсолютно не отвергают православие, позиционируют себя как православные, посещают Церковь, соблюдают посты, и Христа любят, и Богородицу уважают. Но на самом деле, эта их «истинная» вера отнюдь не является истинной. Христос ничему подобному никогда не учил. И живёт такой человек. Душа его требует веры, а на месте веры истинной образуется пустота. И вот уже вера в Бога, вера в Творца и Его всемогущество отодвигаются на второй или даже третий план.

Человек ведь бывает суеверен отнюдь не случайно. Он суеверен осознанно. Такой человек многое знает о Христе, знает Заповеди, знает Священное Писание. Он отнюдь не атеист. Но потребность истинной веры заменяет суетой пустоты – суевериями. Вспомним слова святителя Иоанна Златоуста: «В наше время люди боятся встретить черную кошку, человека с пустыми ведрами, сумкой и даже встреча со священником сулит встретившему несчастье. Кто разумеет это как примету, тот мыслит дело сатанинское, ибо не встреча с человеком делает день несчастным, а греховная жизнь».

- Именно так. Мы знаем, что есть такие обиходные, бытовые, народные суеверия: чёрная кошка перебежала дорогу, женщина с пустыми вёдрами навстречу, пятница тринадцатое и тринадцатое место в самолёте или поезде, иголка под ковриком у входной двери, птица влетела в окно – жуткая примета, к смерти. Но, к сожалению, существуют и так называемые церковные или, правильнее сказать, околоцерковные суеверия, то есть это уже внутренняя жизнь наших приходов. Ну, вот характерный пример: если кто-то на улице подобрал чей-то нательный крестик, то тем самым он берёт на себя грехи, беды и прочие несчастья человека, потерявшего этот крестик.

- Да, это одно из церковных суеверий. Людям постоянно приходится объяснять, что крест – это святыня. Суеверный человек думает, что кто-то носил этот крест, и крест этот впитал в себя его грехи, немощи, недостатки, как некая губка. А какая хозяйка возьмёт к себе на кухню чужую, бывшую в употреблении, впитавшую грязь губку. Нет уж. Дайте мне свеженькую, чистую губку. И в бытовом отношении такая хозяйка, конечно, права. Но причём же здесь крест Христов? Тут подобная формула: зачем мне грязный, греховный крестик, я куплю себе чистенький и новенький – не пройдёт. А если ещё и начинаешь фантазировать, представлять себе человека, чей крестик сейчас в твоих руках – это вообще беда. Мол, что это за нечестивец потерял крест, сразу видно, что это греховодец, крестик не бережёт, в храм не ходит. Ну, ладно я в храм не хожу, так у меня на то сто причин, а вот этот точно в храм не ходит от собственной лени или грехи не пускают. Да чтоб я взял его греховный крестик, взвалил на себя его проклятье! Не бывать же этому!

А ведь на самом деле крест Христов – никакая не губка. Это, если хотите, растворитель греховной грязи. Господь, распятый на кресте, берёт на Себя грехи всего человечества и не впитывает их, а уничтожает, растворяет Собой. Крест – это символ любви Христовой. Символ вечной победы над злом и грехом. Потому-то так боятся Христова креста бесы и прочая нечисть. Разве же истинный христианин может боятся креста?

Хорошо, не хочешь ты носить чужой крестик, есть у тебя свой и у ребёнка твоего тоже есть крестик, полученный при крещении. Ладно, дело твоё. Принеси ты его в ближайший храм. Найдутся немаловерные люди, которые с радостью примут этот крестик, не размышляя о его прежних хозяевах, которые с радостью и любовью будут носить на себе этот крест – оружие наше и символ победы Христа над нечистым.

Или вот такое церковное суеверие мне сейчас пришло на ум. Вспомните обычные российские похороны. Эти неизменные стаканчики с водкой и кусочками хлебушка. Эти занавешенные тряпками зеркала. Целая россыпь суеверий в семьях христиан, как они сами себя величают. А как, каким словом определить то, что родные кладут покойнику в гроб? Ну ладно, его личные вещи, которые никто после носить не собирается, а выкинуть на помойку жалко. Или расчёска, зубная щётка покойного. Это ещё хоть как-то можно понять. Часто люди бывают брезгливыми, не хочу никого здесь осуждать. Но ведь в гроб кладут сигареты, бутылки с определённым зельем. Это что? Приходится объяснять людям, что покойник не сможет курить и выпивать ваше зелье в загробном мире. Не сможет! И люди понимают, что делают большую глупость. Но страх перед смертью заставляет идти на глупости. Надо что-то делать, чтобы задобрить смерть. И надо что-то делать, чтобы помочь покойному. А что? Лучше всего, конечно, помолиться. Но я этого делать не умею и не хочу.

- Да, молитва – это труд, а зачем трудиться, если можно просто откупиться от смерти и покойника, например пачкой сигарет?

- Вот именно. Водкой с хлебушком. Душа же умершего придёт обязательно. Как не прийти, водочки выпить на халяву. Да, дорогие мои, душа человеческая действительно жаждет. Но не водки, не сигарет Душа жаждет молитвы, сердечной поминальной молитвы от близких и дорогих людей.

По большому счёту, и красивые венки и прекрасные надгробья душе умершего не нужны. Прекрасным вариантом было бы раздать деньги, отложенные на сверхдорогие памятники и надгробия бедным, малоимущим людям на помин души усопшего, чем покупать дорогущие венки, которые через короткий срок превратятся в хлам.

- Ещё одно суеверие, которое так или иначе связано с миром усопших, с загробным миром. Если заказать заупокойную службу по некоему живому человеку, например, в отместку соседу, с которым не поделил забор, то тот непременно умрёт.

-  Да. Он умрёт. Вы удивитесь, но мы все в своё время умрём. И этот человек без всякого сомнения умрёт тоже, но только то, когда ему умереть, решает только Господь Бог, а вовсе не дурак, заказавший по живому поминальную службу. И то, что ты желаешь человеку преждевременной смерти – это грех, который сродни убийству. Тому человеку ничего не будет, а вот своей душе ты навредишь очень серьёзно. Во-первых, ты вторгаешься в область, которая принадлежит исключительно Творцу. В руках Христа жизнь или смерть человека. А если ты пытаешься быть вместо Христа, ты – антихрист. Ведь слово «антихрист» означает не только против Христа, но и вместо Христа. И человек, который, возможно выжив из ума, попытается так себя вести, должен знать, что Господь, а мы этого не знаем и знать не можем, что Господь решит, что именно тебе предстоит умереть, а вовсе не человеку, по которому ты заказываешь заупокойную службу. Помните у Булгакова Михаила Афанасьевича Воланд говорит: «Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!». И человек, делающий такое зло, ведь может и не дойти из храма назад, к себе домой. А человек, которому ты пожелал смерти, напротив, может прожить ещё не один год и не одно десятилетие.

- Да и вообще это вовсе не по-христиански: желать кому-то зла. Это противоречит самой сути Христианства.

- При этом не обязательно заказывать заупокойную службу. Достаточно поставить на канун свечу об упокоении живого человека, или в домашней молитве попросить Творца о смерти соперника. Всё это – страшный грех, ничего общего не имеющий с Заповедями Христовыми и Самим Христом Богом, Который есть Любовь.

- Вы упомянули свечку. Есть такое мнение, что если во время церковной службы в твоей руке вдруг погасла свеча, то это признак грядущей неминуемой беды.

- Причиной угасания свечи во время службы может быть обыкновенный сквозняк, а может, плохое качество свечи. Недобросовестные производители могли сэкономить на воске или на фитиле. А бывает, что свеча начинает потрескивать и даже, о ужас, коптить. В панике приходит прихожанка: «Батюшка, что делать, свеча коптит, особенно в определённом углу». Какой кошмар. У человека, к несчастью закопчённая душа, поэтому он за копотью свечи не видит главного, что есть в нашей Церкви – Христа. А свеча коптит не как предзнаменование, а как результат недобросовестной работы свечников.

- У меня есть один очень хороший знакомый, который всю свою жизнь хотел увидеть летающую тарелку. И, представьте себе, увидел, и не одну. То есть если человек хочет видеть некий знак в угасшей свечи, он обязательно это увидит.

- Это безусловно. Для чистых всё чисто. А свинья, как говорят в народе, грязи найдёт. Если человек ищет знамения антихриста, он это знамение получит. Вот в наше время очень многие «христиане» ждут антихриста. Много брошюрок по этому поводу. Антихрист в Москве, антихрист там-то или там-то. Когда будет пришествие антихриста и так далее. Ищут антихриста в номерах, штрих-кодах, электронных паспортах. Смысл жизни в поиске этого врага. А я всегда говорю таким людям: «Ищите, найдёте! А найдёте ли при этом Христа? – вот вопрос».

- Ещё о свечах. Часто в храме можно слышать, что нельзя передавать свечи через левое плечо, мол там, на левом плече сидит бесёнок, нельзя, поставив свечу к иконе, поворачиваться через левое плечо.

- Вы знаете, это даже не суеверия, это обыкновенная человеческая глупость. Ладно там люди, которые впервые пришли в храм, они думают, что так заведено, такая есть в христианстве традиция. Этих людей ругать нельзя, они делают первые шаги в храме и всё принимают за чистую монету. Но ведь эту ересь распространяют и наши постоянные многолетние прихожане. И когда священник говорит им, что это глупость, это неправда, они округляют глаза, как это может быть неправдой?  Да это ты, батюшка, ничего не понимаешь. А нам, завсегдатаям этого храма, виднее.

- Есть такое выражение: «Каждый суслик – агроном, каждый прихожанин – митрополит». Это, конечно, печально.

- С такими людьми мы обязаны вновь и вновь беседовать, объясняя им их заблуждения.

- Вот такой серьёзный вопрос. Упала со стены в доме икона. Это точно к несчастью, возможно даже к смерти близкого человека.

- Нигде в церковном учении такого нет. Падение иконы не может никоим образом быть индикатором грядущего несчастья. Повторюсь, каждый человек умрёт. Но когда ему умирать, знает только Господь Бог. И Господь не играет с нами в некую духовную лапту, не скидывает иконы со стен, предвещая кому-то смерть. Будет на то воля Создателя, он откроет её, как открывал и не раз святым угодникам грядущий час их кончины. Но иконы со стен при этом никогда не сбрасывал. И птицы при этом в окна не влетали, свечи не коптили. Бесы могут куражиться над людьми. Это правда. Если в вашем доме падают иконы, летает посуда, вспыхивают молнии, кричат барабашки, нужно стрелой бежать в ближайший храм, звать священника, чтобы освятить ваше жильё. И главное, самое главное – не забыть освятить храм Святого Духа – это наше тело. Исповедаться, достойно приготовиться к принятию Святых Таин и причаститься за литургией. Если что-то, как вам кажется, в вашем доме происходит неладное, нужно задуматься над собой. Не Бог виноват в этом. Нужно задуматься, а не падать в обморок от страха перед грядущим несчастьем. А раз ты испугался, значит в тебе мало веры:  «маловерный! зачем ты усомнился?» (Мат. 14: 30).

- Итак, отче, подводя итог нашей беседе, какое же может быть оружие против такого печального явления как церковные суеверия?

- Мне, как священнику, необходимо постоянно об этом людям напоминать, не боясь в сотый раз повториться. Нельзя стесняться, напоминая людям, что суеверия – это ложь. Ведь люди с большим удовольствием принимают слова священника о лживости суеверий. Они с облегчением вздыхают. Поверьте, очень много было случаев, такого прозрения. Вот приходит в храм молодая девушка. Плачет, рыдает. Была на похоронах, держала свечу, а потом просто забыла её отдать и принесла к себе домой. И ей сказали, мол, всё, дорогая, ты следующая, готовься. И она прибежала ко мне вся в слезах, батюшка, что мне делать? Я говорю: «Не переживай. Здесь нет ничего страшного. Господь – есть Любовь. Он любит тебя и не желает тебе смерти и бед из за какой-то там свечи». Так немного поговорили, девушка успокоилась, перестала плакать, заулыбалась. Людям вообще свойственно с радостью принимать благую весть о том, что Бог – есть Любовь. А чтобы быть исполненным этой Любви, чтобы не потерять эту Любовь надо отбросить всякие суеверия, всякие магические обряды и колдовство и отдать себя в руки Христа, потому что сильнее Христа никого и ничего нет! Что булавочки на пелёнках ребёнка и прочие амулетики – бессильны против врага. Суеверия часто рождаются от непонимания, а чтобы понять смысл духовной жизни, приходите на беседу к батюшке, исповедайтесь, причащайтесь и знайте, Бог – есть Любовь, и эта Любовь вечно пребывает с нами.

- Спаси Господи, отец Сергий!




-->