Чудеса мнимые и настоящие, оккультизм и православие


Мы часто думаем, что все чудеса и знамения остались в прошлом, что они так или иначе связаны с именами великомучеников, святых старцев, последователей Иисуса Христа. Однако чудеса происходят и в наше время, хотя и не так часто, как в первые века христианства. Считается, что это происходит частью по маловерию, а частью и по нашим грехам. Ведь главнейшее условие для получения чудесной помощи от Бога есть горячая, усердная молитва ко Господу, Пречистой Его Матери, святым угодникам Божиим. И все же Бог не забывает детей своих и иногда дает нам повод задуматься о своем бытии и предназначении.

Первое известное нам чудо Господь наш Иисус Христос совершил на брачном пире в Кане Галилейской, претворив воду в вино. Но и вся земная жизнь Спасителя, начиная с тайны Боговоплощения и заканчивая Его крестными страданиями за наши грехи - это величайшее чудо, явленное человечеству более двух тысяч лет назад. Чудны дела Твои, Господи!

Однако за всю многовековую историю в церковной среде и не только довольно часто появлялись люди, желающие по внушению лукавого исказить саму основу христианства, вплести в суть его спасительного вероучения нечто, по их мнению, “недописанное в Библии и недосказанное Cамим Богом“, а в некоторых случаях даже противопоставить себя Творцу.

Cогласно христианской антропологии, наша душа имеет сверхчувственные способности, поскольку принадлежит горнему миру. Однако вследствие грехопадения человека они исказились, и потому в искажённом виде проявляются, к счастью, редко. Напротив, опыт православных святых убедительно свидетельствует, что в душе, очищенной от страстей, вновь открываются эти первозданные свойства, так что человек начинает предвидеть будущее, исцелять болезни, ходить по водам, подниматься на воздух и т.д. У людей же не очищенных от страстей возникает большая опасность развития тщеславия, гордости и сопутствующих им других страстей.

Опасность заключается в том, что такой «чудотворец и целитель», оставаясь обычным грешным человеком, воздействует, например, не на тело, а непосредственно на душу больного. Потому Церковь запрещает обращаться за помощью к такого рода целителям.

Тем более опасны воздействия тех, кто незаконным путем приобрел некие мистические способности. Разного рода колдуны, астрологи, экстрасенсы – «профессионалы», сознательно развивая у себя эти способности, большей частью ради славы и корысти, калечат людей в несравненно большей степени, нежели первые.

Приобретение мистических способностей возможно или оккультным путем, или находясь в так называемой прелести.

Оккультный путь связан со стремлением человека проникнуть в неподвластный законам нашего мира, таинственный мир человека, природы и духов с целью познания его тайн и использования скрытых в нем сил в своих целях. К оккультизму относятся: магия, сатанизм, спиритизм, теософия, антропософия, колдовство и чародейство. Обращаясь к ним, человек, сознательно или бессознательно, вступает в общение только с отверженными духами, нанося себе, как правило, непоправимый вред. Понятие “оккультный” можно определить как относящееся к любому запрещенному Божиим откровением общению людей с невидимыми духами и силами (Левит. 19, 31; 20, 6) . Этого общения могут искать сами люди (как на спиритических сеансах), или же оно может быть спровоцировано падшими духами (когда они спонтанно являются людям ). Святые Отцы решительно отвергают занятия спиритизмом, называя подобные опыты «явлением бесовским». Данный путь привел к сумасшествию и истерии сатаниста Алистера Кроули, основоположницу русского теософского общества Елену Блаватскую и многих других представителей различных эзотерических школ.

Противоположностью “оккультному“ являются термины “духовный“ и “религиозный“, которые относятся к разрешенным Богом контактам с Его Ангелами и святыми: молитве – со стороны человека, благодатным явлениям Бога, Ангелов и святых – с другой.

Демон ничего не может создать сам, а только ворует чужое. В древности, например, пятиконечные звезды не имели никакого зловещего смысла, а изображались даже на рукописях и на иконах (образ Пресвятой Богородицы «Избавительницы»). В последнее время пятиконечная звезда стала символом оккультных обществ и ошибочно отождествляется с активизацией негативной энергии. Сама по себе пятиконечная звезда нейтральна в нравственном и духовном аспекте, а приобретает негативный смысл, когда употребляется как символ антихристианских сил и черной магии. Магия (от греч.- колдовство, чародейство, волшебство) – это вера в то, что законы данного мира подчинены оккультным силам, которыми человек может овладеть с помощью особых действий (заклинаний, ритуалов) . В отличие от религии, усматривающей существо жизни человека в должном устроении его духа по отношению к Богу, для магии основное – это знание того, какие слова и действия нужно употребить, чтобы достичь цели. Цели эти исключительно земные (наслать порчу, приворожить, разбить любовь и т.д.) и их достижение ни в коей мере не связано с духовно-нравственным очищением человека.

Магическое сознание глубоко присуще ветхому человеку. Для очень многих современных людей Православие заключается в том, чтобы поставить свечи, «приложиться», что-то пожертвовать, подать поминания, заказать обедни, молебны, панихиды, пройти с крестным ходом, посетить святые места, исповедаться и причаститься. А главное на пути спасения – жизнь по заповедям и покаяние – игнорируется. Постоянное стремление найти для себя «старца» или «чудотворца», «лечащего» якобы по благословению от всех недугов молитвами и святой водой, приводит неокрепших в вере прихожан к состоянию полной дезориентации в духовной жизни. Нередко за церковной оградой можно увидеть беспомощно мечущуюся, спешащую после Причащения к «бабке-ворожее», молодую женщину с грудным ребенком, которого по словам «доброй» соседки «сглазили» злые люди. Или же, как трудно иногда объяснить новообращенным христианам, что само купание в святых источниках, чудесным образом исцеляющее от различных недугов, имеет смысл лишь только в том случае, если человек стремится к духовному и нравственному изменению.

Уже 750 лет на некоторых западных христианах-католиках появляются стигматы - знаки страданий Христовых. Они могут иметь вид кровавых ран на ладонях - как будто в них забивали гвозди, иногда такие же раны появляются на ступнях. Некоторые носители стигматов имеют раны на лбу, напоминающие уколы и царапины от тернового венца, другие – кровавые полосы на спине – следы бичевания. Православная Церковь относится к стигматикам с большим недоверием, считая, что в основном это шарлатаны и лжепророки. Их чудеса не имеют ничего общего с божественным. Скорее всего, такие раны они делают сами искуственно. Или находятся под воздействием лукавого: с бесовским наваждением можно довести себя до такого состояния. Святые отцы считают, что стигматики находятся в «состоянии прелести», когда человек считает себя святым, а на самом деле его дух одолевает диавол.

Непременным условием совершения настоящего чуда является твердая, искренняя вера человека в помощь Божию, ибо сказано в великом прокимене «Ты еси Бог, творяй чудеса».

Какие же чудеса являет Господь по великой Своей милости к нам? Большинство верующих считают мироточение иконы благодатным знаком. Миро, источаемое чудотворными иконами, собирается и раздается прихожанам, так как оно излечивает от многих заболеваний, в том числе и неизлечимых. Но почему иконы «плачут»? Некоторые называют чудо мироточения «слезами», но на самом деле это два совершенно разных явления. Плачущая икона считается более редким чудом и более грозным знамением. Из истории можно сказать, что слезы Богородицы свидетельствуют о грядущих испытаниях. Кровоточение иконы в православной традиции – ещё более грозный знак. Во многих храмах проявляются иконы на стеклах, обновляются фрески, самовозжигаются лампады. В городе Ланчано продолжают храниться чудесные Кровь и Плоть Господа Иисуса Христа, материализовавшиеся ещё в 8 веке во время Евхаристии в церкви Сан-Легонций. Уже около двух тысяч лет православные христиане собираются в храме Гроба Господня в Иерусалиме, чтобы встретить свой величайший праздник – Пасху. Каждый раз все, кто находится внутри и поблизости от Храма, становятся свидетелями великого чуда – схождения Благодатного Огня. Можно видеть, как люди буквально умываются этим Огнем – водят им по лицу, по рукам, он поначалу не опаляет даже волосы вопреки законам природы.

Чудеса, случающиеся повсеместно – внезапные исцеления больных, удивительные знамения и предупреждения свыше, необъяснимые случаи спасения,- укрепляют в человеке веру во Всевышнего, в то , что Он – это наши защита и покровительство. Божие чудеса даруют нам, что очень важно, надежду.

Все эти дивные и необыкновенные явления невольно возносят человеческую мысль за пределы круга природы, к Великому Творцу и Законодателю вселенной.

Диакон Вячеслав Лемешко


Мы продолжим разговор на эту непростую тему. Ждем новых материалов от священников и мирян епархии.