Лжечудеса и псевдонаука в современном мире


Возлюбленные о Господе всечестные отцы, братья и сестры! Долг архипастыря и совесть христианина побуждают меня обратиться к вам со словами отеческого предостережения.

Церковь за две тысячи лет своего земного бытия не раз переживала трудные времена, когда ее терзали расколы и ереси или когда могущественные силы мира сего воздвигали гонения на христиан. По человеческому разумению, беды, обрушившиеся на Церковь, должны были ее уничтожить. Но этого не произошло по неложному обетованию Христа Спасителя: "Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф. 16. 18). Многочисленные ереси и разделения были побеждены, и две тысячи лет сияет над миром Истина Христова. Но враг рода человеческого не хочет смириться, каждый час, каждую секунду бытия жаждет он погибели человечества, свергнув в бездну порока по возможности избранных. Ежечасно пытается диавол внести в Церковь Божию раздор, раскол и прочие разделения.

Но нелишне напомнить: одна из причин расколов и нестроений состоит в том, что отдельные христиане и даже пастыри дерзостно почитают себя непревзойденными знатоками церковного учения, непогрешимыми толкователями Священного Писания, судьями Церкви, носителями некоего особого дара, превышающего данное Богом в Таинствах Крещения и Священства. Сегодня такие "ревнители не по разуму" не сознают опасности придать своим ограниченным суждениям характер "общецерковного учения". К сожалению, множество современных верующих не уделяют должного внимания духовному совершенствованию в посте и молитве. Знамением времени стало бесконтрольное распространение литературы, содержащей повествования о лжестарцах, лжесвятых, лжечудесах и видениях. Вместо того, чтобы всем сердцем, всей душой обратить молитву ко Пресвятой Троице, Господу нашему и Спасителю Иисусу Христу, Пречистой Его матери появляются лжекульты «могилки некоего святого». В наши дни набирание «земельки с могилки» того или иного почитаемого подвижника нередко воспринимается как неотъемлемая часть или даже цель паломничества. В среде православных из уст в уста передаются советы о том, как именно нужно использовать «земельку». Обычно рекомендуют прикладывать ее к больному месту, добавлять в чай или суп, принимать в пищу, запивая святой водой. Вот так, не просфору, ни артос, а земельку с некой могилки мы должны вкушать с благоговением, запивая святой водой. Подобное отношение к «земельке с могилки святых» генетически связано с фольклорной традицией использования земли в ритуально-магической практике. В наше время – это зримое проявление набирающего силу в обществе неоязычества. Пережитки оккультно-языческого сознания в Православии проявляются не только в суевериях о так называемой "чисточетверговой воде", "иерусалимской закваске", в запретах "передавать свечку левой рукой" и т.д. К сожалению, сегодня в виду «ревности не по-разуму» даже иконы могут стать соблазном для многих верующих, особенно если иконы эти новые, неканонические, написанные по самочинию иконописца или по повелению лжестарца, а порой и того хуже - на основе каких-то сомнительных видений.

Известно, что ищущие покаяния идут к спасению, а ищущие исключительно «чудес», духовных "восторгов" увязают в лжедуховности и впадают в прелесть. Настораживает обилие высокопарных слов о многочисленных "чудесах" в издаваемых ныне псевдоправославных брошюрах: "У всех перехватило дух", "исполненные духовного восторга и благодати"... Критерием истинности тех или иных "чудес" у авторов служит восторженное чувство, которое, по мнению Святых Отцов, должно быть признаком прелестного состояния. Ищущие чудес описывают их анонимно, по слухам, или же приводят нелепые "факты". Но сегодня, и это уже неоспоримо, ссылка на чудеса, пророчества даже мироточения не может быть критерием истинности, поскольку всевозможные необычные явления, напоминающие чудеса, массово происходят и у Береславского, и у Кашпировского, и у вновь пытающегося напомнить о себе Чумака, фотографии которого, по рассказу очевидцев, источают некую коричневатую жидкость.

Потому если мы встречаемся с явлением, например, мироточения, или с иконой, написанной по видению даже благочестивого человека, чтобы не быть обманутым лукавым, полезно подождать с проявлениями восторгов и проявить спасительную недоверчивость к явлению, как советовал святитель Игнатий Брянчанинов. Следует вспомнить, что в случаях мироточений, исцелений и иных необычных явлений наши предки всегда проявляли трезвомыслие и назначали епархиальные комиссии для проверки подлинности чудес. При таком подходе пропаганда сектантов, если она имела место быть, немедленно прекращалась. Не стоит ли и нам одуматься и вспомнить об этом опыте и поставить решительный заслон "чудесам", не получившим подтверждения?

Если же Господь действительно явит Свое чудо, то оно неизменно найдет подтверждение, тогда как лжечудеса растают, яко дым...

Церковь не приемлет такие вещи, как ясновидение, телепатия, телекинез, пирокинез и даже такое мудрёное понятие, как астральный опыт. Не приемлет, потому что все это лженаука и оккультизм. С помощью этого истину не обретают! Вот очень популярное ныне ясновидение. Очень уж хочется подчас узнать своё будущее. А для чего, кстати? Для какой-такой духовной пользы? А для того, чтобы получить определённую выгоду: сделать правильную ставку, удачное вложение денег, выгодно пристроить родню в ВУЗы, купить нужные акции, приобрести с выгодой недвижимость. Во главу угла кладётся исключительно материальная выгода. А как же духовное? А никак. С каких это пор бесообщение (а ясновидение – это именно бесообщение) душеполезно или помогает обрести истину? Деян. 16:1-18: "Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим. Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки - рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения. Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час". Обратите внимание - бес, сидящий в служанке говорил правду. Но была ли эта правда во спасение, привело ли это бесноватую служанку ко Христу, к Богу? Ответ очевиден.

Только в Библии - истинное Божие откровение. Именно благодаря христианству и только в христианстве зародилась наука как таковая! Подчёркиваю, каждый христианин обязан нести истину. И эта истина - благая весть о Христе: "Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6). Человек не себя в первую очередь должен познать, а Истину- Христа. И через эту Истину познает и сущность явлений и мироздания.

Мы же с вами должны помнить, что мир и его история находятся в руках Божиих, а наше спасение, как и наша духовная погибель, не могут совершиться сами собой, по каким-либо внешним причинам, без нашего личного участия. Только глубокая живая вера, сознательный духовный труд, деятельное соработничество Христу могут стяжать нам спасение. И, напротив, только вольное и сознательное отречение от Господа и Спасителя приводит к погибели. Поэтому судьба мира и судьба нашего Отечества сегодня в значительной степени зависит от нас, христиан, от нашего духовно-нравственного состояния, от нашей молитвы и покаяния, от нашей способности нести благую весть и творить дела милосердия.

Возненавидим же ложь во всех её проявлениях: и в словах, и в мыслях, и в поступках, - ибо ложь удаляет благодать Святого Духа из наших сердец и тем самым лишает нас жизни будущего века. Чтобы этого не случилось, мы и возлюбим Истину – Христа, дабы охраняемые Им, мы могли твёрдой поступью идти спасительным путём и достигнуть вечной блаженной жизни во Христе Иисусе Господе нашем, Которому со Отцем и святым Духом подобает честь и слава во веки веков.

Тихон. Епископ Майкопский и Адыгейский.


Мы продолжим разговор на эту непростую тему. Ждем новых материалов от священников и мирян епархии.