Преподобный Сергий Радонежский в моей жизни


24 июня 2014

Мы продолжаем разговор на тему: «Преподобный Сергий Радонежский в моей судьбе», в котором участвуют священники, миряне, деятели культуры, все, в чьи судьбы однажды тихим и добрым стуком постучался Игумен Земли Русской Сергий Радонежский.

Преподобного Сергия недаром называют игуменом Русской земли, отцом и учителем русского монашества. Мы решили предоставить слово сегодня именно монашествующему. У нас в гостях послушник Свято-Михайло-Афонской Закубанской пустыни Евгений.


Преподобный Сергий Радонежский в моей жизни.

Мое знакомство с личностью и подвигами преподобного Сергия произошло после прочтения его удивительного жития. В нем, я увидел ответы на многие современные вопросы, стоящие перед целыми народами, и в то же время, перед каждым человеком в отдельности. Например, как и многих, меня волнует современный геополитический вопрос. Все больше и больше людей понимают, что в мире совершается некий перелом. Прежнее духовно-нравственное и геополитическое равновесие утрачено, нам грозит опасность, которой возможно противостоять только при условии внутреннего обновления. На примере сияния добродетелей святого Сергия, озарившего путь русской православной святости, я более отчетливо увидел духовную несостоятельность цивилизационного пути в развитии Запада с его неотвратимой логикой отступления от Евангелия и забвения вечной жизни. При этом, однако, я прекрасно понимаю, что Господь дал русскому народу, в сложное для него время святого Сергия Радонежского, только лишь потому-что сам народ был готов к принятию такого подвижника. Если бы сердце народное не обливалось бы слезами покаяния, то и не излилась бы на Русь обильная благодать Божия, просиявшая в святом Сергие и его многочисленных учениках. Иногда я задаюсь вопросом: "А способны ли мы, современные люди к тому, чтобы при звуке горних труб, выйти и, если нужно, пострадать за святую Божию правду? Ведь именно святость была краеугольным камнем, на котором наши предки строили и созидали свою государственность, социальные отношения, и именно он являлся камнем преткновением для наших врагов, пытавшихся нарушить мир и уничтожить Святую Русь. Для многих и сегодня Русь остается неразгаданной тайной, до сих пор Россия не дает покоя испытующей руке чужеземца.

Благодатное духовное влияние святого Сергия на нравственную жизнь Московской Руси явилось одним из факторов, определившим характер XIV века в качестве переломного века в русской истории. Знаменательно, что законное воссоединение Крыма с Россией совершилось в год 700-летнего юбилея преподобного Сергия! В своём лице святой Сергий являет символ этого великого вселенского предназначения России, и если «есть у России народный богатырь, который всего лучше выражает дух России, то, конечно, это преподобный Сергий». Празднование 700-летия святого Сергия должно явиться знаменательной вехой на пути исторического обновления народной жизни, по которому призвана идти Русь. Празднуя этот юбилей, мы должны стремиться постичь сокровенную тайну святости преподобного Сергия, его прижизненного и посмертного влияния на религиозное благочестие наших современников и соотечественников.

Недавно мне на глаза попался Указ президента РФ, в котором говорится: «Велика роль Игумена Сергия как для Церкви нашей, так и для всей Руси в целом. А Троицкая Лавра – детище преподобного Сергия – всегда являлась и является главным монастырем России, сокровищницей русской культуры и русских традиций». Хочется верить, что официальное признание заслуг преподобного Сергия светскими властями-это хороший сигнал для воспитания патриотических идей, которые насаждал и насаждает в сердцах людей игумен земли Русской.

Вглядываясь в русскую историю, в самую ткань русской культуры, я находил множество нитей тянущихся к одному центру: нравственная идея, государственность, живопись, зодчество, литература, русская школа, русская наука — все эти линии русской культуры сходятся к Преподобному Сергию. Объятый горением Божественной любви и озаренный сиянием Божественного света, святой Сергий верил в предназначение России настоящей бесстрашной верой и любил её настоящей всеобъемлющей любовью. По замечанию Д.И. Иловайского, «он горячо любил Родину и никому не уступал в ревности к её освобождению от постыдного ига». Святой Сергий «любил Россию, её славу и благоденствие», - писал Н.М. Карамзин. В сиянии веры и в обладании любви в своём пустынном уединении, в подвиге поста и молитвы, он стал носителем высокого нравственного авторитета, духовным вождём Руси. Он стал небесным наставником, покровителем, заступником и предстателем пред Богом за всех русских людей, которых он привёл к себе за почти уже семь веков после своего честного преставления.

Без сомнения можно сказать, что святой Сергий – духовный вождь Руси. Греческое слово «игумен» переводится на русский язык словом «вождь». Традиция, с которой связывается торжественное именование святого Сергия игуменом Русской Земли, заключает в своей сокровенной основе глубокий символический смысл. Мы видим, как он примирял русских князей и вдохновлял их на собирание русских земель под политическим главенством Москвы. Восходя к идеалу богозаповеданного совершенства, став духовным наставником иноков, преподобный Сергий создал школу своих учеников, которые явились светильниками иноческой жизни в разных частях северо-восточной Руси. Преподобный Сергий важную роль отводил воспитательной роли искусства, отправлял учеников в Византию, чтобы на лучших образцах учиться иконописному и литературному мастерству. Так же он приветствовал учение книжное, способствовал переписыванию и распространению книг, считая, что интеллектуальное развитие способствует развитию духовно-нравственному. На примере жизни преподобного, для себя я подчеркнул тот факт, что миссией Церкви является обновление и преображение нетварной Божественной благодатью всех сфер личной, семейной, общественной, государственной и вселенской жизни – от её высочайших вершин до самых далёких и скромных реальностей бытия. Его пламенная любовь к Богу сохранилась и светит нам грешным во мраке тьмы, она вдохновляет на борьбу со злом в нас самих и со злом внешним.

В заключение хочется запечатлеть образ преподобного Сергия словами архимандрита Никона: «С раннего детства и до глубокой старости во всех его действиях мы видим прежде всего два прекрасных свойства его святой души: глубокое смирение и детскую простоту. Эти две добродетели составляют основные черты его нравственного облика; они окрашивают в свой цвет все прочие его добродетели: его благостное ко всем отношение, его голубиное незлобие, все его великие подвиги. В соединении с духовным рассуждением они образуют в нем тот цельный нравственный характер, красота которого невольно влечет к себе человеческое сердце».

Послушник Евгений.

Михайло-Афонский монастырь 2014 год.



Разговор на тему: «Преподобный Сергий Радонежский в моей судьбе» будет продолжен. Ждём ваши рассказы, очерки, размышления и воспоминания.


Читайте также: