Архипастырское послание епископа Майкопского и Адыгейского Тихона к празднику Преображения Господня


19 августа 2014

Дорогие отцы, братия и сестры! Ныне всякое христианское сердце радуется и торжествует, празднуя великий праздник Преображения Господня. Действительно, праздник этот совершенно особенный. Именно этот день является действительным утверждением нашей Православной веры и неиссякаемым источником нашей надежды, надежды на лучшее будущее. Когда мы говорим о Преображении, мы имеем ввиду некое новое состояние, отличное от казалось бы привычного, мы подразумеваем некую совершенную перемену исключительной важности. Перемену, которая должна изменить нашу жизнь и самих нас к лучшему.

В этот день мы с полным правом можем говорить о чуде преображения личности и более того, о преображении  нашего общества, о преображении всего российского государства. Не в переносном, а  в прямом смысле этого слова. Ну, кто ещё тридцать лет назад – сущее мгновение по меркам вечности – мог предположить, что химера атеизма, казалось бы неотвратимо поглотившая наше Отечество в эпоху большевизма вдруг рухнет сражённая обоюдоострым мечом уст Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, а народ наш «тёмный, забитый и одурманенный» вновь предпочтёт сладким путям к коммунизму тернистую дорогу к храму. Но лучатся золотом купола наших церквей, разливаются по весям и вёрстам среброзвонные колокольные россыпи, созывают на искупительную молитву верных соборы возродившихся монастырей. В свете Фавора перед нами открывается все домостроительство Божие о спасении мира

История праздника Преображения отсылает нас к евангельским событиям на святой горе Фавор. Именно там преобразился Господь — из обычного человека, каким Он виделся каждому, Он стал иным. Его лицо, Его одежды блестели, как снег (см. Мф. 17:1-9). Вдумайтесь, а что такое снег для южных земель Палестины? Это нечто уникальное, удивительное, это некий эталон чистоты и красоты, отражение неба на земле. Но не стоит думать, что свет Преображения автоматически изменяет к лучшему личную природу каждого из нас. Господь преобразился тогда, когда ближайшие ученики его спали. В этом величайшая мудрость. Достойны ли мы Фаворского нетварного света? Можем ли и мы о своих молитвах и слушании песнопений праздника – то есть о нашем участии в храмовом Богослужении сказать то же, что сказал апостол Петр на горе Фавор: «Хорошо нам здесь быть» (Мф.17:4)? Без сомнения, только немногие могут сказать о себе что-либо подобное. Большинство же из словно пребывает в состоянии некоего духовного сна и лени. Но апостолы были разбужены светом великого Преображения.  Поэтому-то святая Церковь старается и нас разбудить от подобного сна: «Востаните, ленивии, иже всегда низу поникшии в землю, души моея помыслы, возмитеся и возвыситеся на высоту Божественнаго восхождения. Притецем к Петру и к Зеведеевым и вкупе с оними Фаворскую гору достигнем, да видим с ними славу Бога нашего», – поётся в икосе праздника.

Зачем преобразился Господь? Для того, чтобы «показать ученикам Своим славу Свою. Но почему Он показал ее именно пред крестными страданиями? Для того, чтобы научить апостолов и всех нас, что путь к небесной Божественной славе не лёгок, что пролегает он  чрез муки и страдания, для того, чтобы ученики Христовы,  и мы в след за ними уразумели бы, что Его страдание было добровольным, для спасения мира. Событие Преображения должно помочь нам осознать, что через многие скрби, беды и искушения проходит каждый человек, и для того чтобы войти в вечное Царство славы Божией нужна твердость в призвании и уповании.

Сердечно поздравляю всех вас, честные отцы, дорогие братья и сестры, с праздником Преображения Господня и молитвенно желаю каждому из Вас твердо, мужественно и правильно нести крест свой и достигать своего преображения. Аминь.


Читайте также: