Архипастырское послание ко дню преставления преп. Сергия Радонежского


Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе всечестные отцы, братия и сестры!

Сегодня Православная Церковь вспоминает день, когда отошёл ко Господу дивный угодник Божий, покровитель, собиратель и молитвенник земли Русской, отец наш Сергий Радонежский.

Имя преподобного Сергия, по словам историка Василия Ключевского, выступает из границ своего времени. Из исторической личности он превратился в народную идею, а само его дело из исторического факта стало практической заповедью.

Игумен земли Русской – так величает его Православная Русь. Почему? В чём величие подвига этого дивного старца? Мы не видим в Радонежском игумене ярко выраженной суровой аскезы – ни вериги, ни истязание плоти, ни подвигов столпничества или юродства. Не был он и блестящим писателем-богословом. И тем не менее Святая Церковь называет Сергия Столпом Православия. И он действительно, не только сам был нерушимым столпом Церкви Христовой, но уподобил и продолжает уподоблять своей духовной природе всех близко соприкасающихся к нему людей. Целые поколения, целые сонмы подвижников веры напитаны духом Радонежского чудотворца. До 70 монастырей было основано его учениками и последователями. Духовным наследием Сергия стало объединение разных полуязыческих племён, раскинутых по просторам северной и средней России, в один целый Великорусский организм, скреплённый духом Православия.

Будучи сам высшим носителем христианского духа он – примером, кротостью, молитвами своими много содействовал и содействует напитанию этим духом всего Православного русского народа.

Игумен Сергий был воплощением великой кротости. Однажды он нанялся к одному из своих монахов строить сени в его келии за решето гнилых сухарей. Крестьянину, смеявшемуся над его убогим видом, он кланяется в ноги и сажает с собой за трапезу… Да разве можно так унижать себя человеку, наделённому властью? Пусть не светской, но духовной?

Можно и должно. И за кротость великую воздаётся чудотворцу. Редкий из иерархов Православия на Руси не припадал до праха земного пред ракою преподобного Сергия. Все до единого из венценосцев России приносили у мощей Радонежского игумена свои молитвы по вступлении на царство. А уж народная тропа к Троицкой обители не зарастёт в веках.

Троицкая обитель, основанная преподобным, - особая и главнейшая страница нашей истории. Сергий Радонежский, во всём соблюдавший заповеди Христовы, относился к числу святых угодников, в сердце которых «сотворила обитель» Сама Святая Троица. Дело преподобного неразрывно связано с новой эпохой, отмеченной особым почитанием Пресвятой Троицы. Это была эпоха подлинного воцерковления жизни, внесения в неё церковной красоты, поэзии, литургического преображения мира.

Преподобный Сергий скончался в преклонных летах – 77 лет, в 1391 году. Он провидел день своей кончины и заранее назначил себе преемника. Во время кончины лицо его просияло, и от тела распространилось необыкновенное благоухание.

В жизни и служении преподобного Сергия Радонежского воплотилась основная идея назначения Русской земли, православного русского народа – идея земной силы, стремящейся к небесным целям, идея о народе, прежде всего ищущем своего спасения в Боге и затем несущем евангельскую любовь и мир другим народам. Смысл духовной жизни отца нашего Сергия заключался в полной самоотдаче Богу. Ведь только свободная от земных стихий душа готова и способна принять спасительную благодать и достигнуть вечной, блаженной жизни во Христе Иисусе Господе нашем, Которому со Отцем и Святым Духом подобает честь и слава во веки веков. Аминь.