О состоявшемся 2-5 февраля 2013 года Освященном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви


Разговор о состоявшемся 2-5 февраля 2013 года Освященном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви хотелось бы предварить словами из его Послания клиру, монашествующим и мирянам: «Главная забота Церкви — спасение людей. Все, что происходит в нашей церковной жизни и во взаимоотношениях Церкви с обществом и государством, всегда должно быть подчинено этой цели… Призыв Спасителя: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф., 28: 19-20), — остается самым насущным и в наше время». Памятуя об этом, участники Архиерейского Собора обсудили многие вопросы церковной и общественной жизни. В числе наиболее важных обсуждаемых проблем были те, которые вызывают в настоящее время дискуссии и споры как внутри Церкви — на уровне духовенства и мирян, так и в целом в современном российском обществе.

В числе таковых участниками Архиерейского Собора рассматривался вопрос, связанный с развитием технологий учета и обработки персональных данных. Стоит напомнить, что Православная Церковь не отрицает необходимости учета граждан государством. Эти сведения нужны не только для удостоверения личности, но и для охраны правопорядка и общественной безопасности в стране, решения социальных, экономических и иных общегосударственных задач. Известно, что Пречистая Дева Мария и святой Иосиф Обручник также, согласно повелению кесаря, направились на перепись в Вифлеем. Поэтому, участвуя в дискуссии о методах персонального учета, Церковь не оправдывает тех, кто уклоняется от своих гражданских обязанностей. Однако, стоя на страже человеческой свободы, Русская Православная Церковь призывает и государство, в свою очередь, не принуждать людей к принятию таких технологий персонального учета, которые будут мешать им свободно исповедовать веру Христову и следовать ей в личной жизни и общественных делах.

Церковь убеждена, что все новейшие технологии в сфере персонального учета не должны быть безальтернативными и принудительными. И те, кто в силу своих убеждений отказывается принять такие технологии, должны иметь право использовать традиционные методы идентификации личности, применяемые ныне в большинстве стран канонической ответственности Московского Патриархата. Отказ от электронных документов не может служить поводом к ограничению или отказу гражданам на доступ к социальным благам. Такова в главном позиция Русской Православной Церкви, озвученная на Архиерейском Соборе.

Важной заботой Церкви на протяжении всей ее истории остается попечение об укреплении семьи. В современном мире, и Россия не исключение, эта проблема становится особенно острой. Большое число брошенных детей; попирание семейных ценностей, в том числе и под влиянием СМИ, пропагандирующих пороки и потребительские интересы; растущее количество сексуальных преступлений против детей; распространение детской порнографии — все это не может не вызывать серьезной тревоги. Церковь поддерживает усилия государства, направленные на защиту детей от преступных посягательств — в тех случаях, когда сами родители не в силах или просто не стремятся защитить своих детей — даже если это связано с лишением их родительских прав, как самой крайней меры.

Вместе с тем, как было заявлено на Архиерейском Соборе, Церковь утверждает, что в случае передачи ребенка на воспитание лицам, не являющимся родственниками, необходимо обеспечить преемственность религиозного и культурного воспитания.

И все же, как уже сказано, изъятие ребенка из родной семьи мера, безусловно, крайняя. Нельзя забывать, что первичная роль в воспитании детей принадлежит семье. Именно родители обязаны заниматься их воспитанием, определяя и формы, и методы; заботиться о здоровье и духовном развитии своих чад. И государство не должно стоять над семьей. При этом важно, чтобы воспитание в семье осуществлялось в культурных, религиозных, социальных и нравственных традициях. Следует всемерно поддерживать и укреплять традиционные семейные ценности, противостоять попыткам их дискредитации и девальвации.

Воспитание растущего человека — процесс сложный, требующий от родителей большого терпения, любви и душевного тепла. Задача общества и государства — при необходимости оказать содействие в укреплении семьи; поддержать, если надо материально. Недостаток средств у родителей не может рассматриваться как повод для органов опеки и попечительства для изъятия детей у родителей и разрушения семьи.

Необходимо учитывать, насколько сложна по своему существу организация семейной жизни, с ее тесно переплетающимися социальными, психологическими, физиологическими, финансовыми, бытовыми, культурными, религиозно-нравственными аспектами. Вмешательство государственных чиновников в столь тонкую, деликатную область, увы, нередко влечет за собой трагические ошибки и злоупотребления. И жертвами их, в первую очередь, становятся сами дети.

Да, есть в России и детская преступность. И тут стоит заметить, что рост числа преступлений, совершенных детьми и подростками, является в большей степени результатом нравственной дезориентации общества, когда подчас размыты границы добра и зла: того, что можно и чего нельзя; того, что нравственно и безнравственно. Позиция государства по ограничению пропаганды насилия, греховных развлечений, идеологии потребительства должна стать более жесткой.

В православной традиции накоплен немалый опыт помощи неблагополучным семьям, трудным подросткам. Этот пастырский опыт помогает и ребенка защитить, и семью сохранить. Поэтому крайне важна в нынешних условиях активизация совместной воспитательной работы Церкви, СМИ, институтов гражданского общества, включающая в себя духовно-нравственные и патриотические программы развития молодого поколения. Подходов к решению этой проблемы много. Но самое главное — это поддержка здоровой семьи, популяризация в обществе (и в первую очередь — у молодежи) ее положительного образа; поддержание крепких связей между детьми и родителями. И, конечно же, — действенная, квалифицированная помощь проблемным семьям.

Архиерейский Собор считает: Церковь не видит объективных и убедительных причин внедрения системы ювенальной юстиции в том виде, в каком она распространена в ряде зарубежных стран. К тому же стоит заметить, что в национальном и международном законодательстве по-прежнему закреплено преимущественное право родителей на воспитание детей. И какое-либо ущемление этого права справедливо не приемлется широкими общественными кругами. Церковь поддерживает такую обеспокоенность и солидарна с ней.

Серьезный разговор шел на Архиерейском Соборе и относительно нынешнего состояния экологии. Истощение природных ресурсов и загрязнение окружающей среды с особой остротой ставит вопрос о рачительном использовании богатств природы и предотвращении экологических катастроф, вызванных человеческой деятельностью, что по существу ставит под угрозу сохранение многообразия жизни на планете.

Церковь свидетельствует о единстве сотворенного Богом мира и предлагает целостную картину человеческого бытия. Человек изменяет мир вокруг себя в соответствии со своим внутренним миром о своими взглядами. Сегодня эти взгляды зачастую носят потребительский характер. Реальная альтернатива потребительству — христианский образ жизни с его умеренностью и воздержанностью в удовлетворении потребностей, ответственностью за свои действия и отказом от излишеств, уважением к нуждам и потребностям других людей. На первый план здесь выходит понимание важности для человека не столько материальных, сколько духовных ценностей.

В документах Архиерейского Собора сказано, что «для воспитания детей и молодежи в духе ответственности за состояние природы представляется необходимым целенаправленно вводить темы христианской экологической этики в церковные, а по возможности и в светские программы образования и воспитания».

Русская Православная Церковь считает своим долгом и в дальнейшем принимать участие в обсуждении вопросов экологии и трудиться на этом поприще со всеми, кто озабочен состоянием окружающей среды, беспокоится о сохранении здоровья людей. При этом Церковь оставляет за собой право давать критическую оценку действиям различных организаций и структур, которые могут вызвать негативное воздействие на природу, а значит, в конечном счете, — на здоровье и жизнь людей.

Как подчеркивается в материалах Архиерейского Собора, Русская Православная Церковь считает долгом содействовать укреплению в людях, принадлежащих к разным социальным, этнокультурным, возрастным и профессиональным общностям, чувства солидарной ответственности за сохранность Божьего творения и поддерживать их труды в этом направлении».

Хочется подчеркнуть, что при всей беспрецедентной представительности состоявшегося Архиерейского Собора, все участники его высказали единомыслие в понимании обсуждаемых вопросов. С этим же призывом Собор обратился к духовенству, монашествующим и мирянам:

«Клир, монашествующие и все верные чада Святой Церкви призываются проявлять в данных непростых вопросах духовную зоркость и христианское трезвомыслие, заботиться о свободе исповедания веры и поддержании христианского образа жизни, помня, что принести Богу добрые духовные плоды может лишь тот, кто пребывает во Христе и сохраняет верность церковному единству».

«Осуществляя церковное служение, работая на ниве Христовой, мы призваны не на словах, а на деле укреплять «единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3), соборно, все вместе: архипастыри, клир, монашествующие и миряне. Главное при этом — стремиться поверять жизнь Евангелием. Это единственный путь к преображению любого человека и всего общества».




-->