Праздник Святой Троицы — день рождения Церкви Христовой


Сегодня мы с вами проникаем в Тайну Божества. Бог непостижимый, вечный, Творец мира — неизменный, всемогущий, вездесущий, всеблагой — Бог ныне с каждым из нас. Потому что сегодня мы празднуем день, когда Духом Святым Господь Иисус Христос создал на земле Свою Церковь, через которую мы, люди, получаем единение с Богом.

Церковь Христова — это Царство Духа Божия. Дух Божий пребывает в Церкви Христовой и одухотворяет ее. Вот почему тот, кто желает пользоваться благодатными дарами Духа Святого, должен принадлежать к Церкви. Но, конечно же, к истинной Церкви, а не к какой-либо созданной людьми организации, называющей себя «церковью», каковых сейчас много. Без благодати Божией, подаваемой только в истинной Церкви, невозможно духовное возрождение. Невозможно и вечное спасение.

Христос Спаситель сказал ясно:

«Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» (Мф. 16, 18)

Следовательно, Он создал одну Церковь, а не много разных церквей. Ибо тогда Он говорил бы во множественном числе — «церкви». Вот почему странно слышать претендующие на авторитетность речи некоторых современных деятелей «движения», именующего себя «христианским», будто существование в христианстве различных «церквей» есть явление положительное; ибо, дескать, каждый может выбрать для себя «церковь» по своему "вкусу" — какая больше ему нравится, больше подходит. Такое мнение, конечно же, в корне противоречит учению Слова Божия, которое ясно говорит:

«Да будут вси едино...» (Ин. 17, 11);

«Един Господь, едина вера...» (Ефес. 4, 5);

«Будьте единомысленны между собой, не высокомудрствуйте, не мечтайте о себе...» (Рим. 12, 16).

Церковь есть «столп и утверждение Истины» (1 Тим. 3, 15), а Истина только одна, и потому и истинная Церковь может быть только одна.

Вот к этой-то единой истинной Церкви, основанной Самим Господом Иисусом Христом и утвержденной Его святыми апостолами, к этой Церкви, рождение которой празднуется в день Святой Троицы, мы и должны принадлежать, если хотим духовно возродиться и наследовать вечное спасение.

Но достаточно ли только принять крещение, чтобы принадлежать Церкви Христовой? Свою принадлежность к ней человек должен воспринимать не формально, а всей душой. Надо жить в Церкви, исполняя ее наставления и принимая благодатные Таинства.

В каждом человеке есть семя добра. Однако, как обычное семя не может развиться и созреть без влаги и света, так и душа человека остается бесплодной, пока ее не оросит благодать Божия.

По учению Спасителя, духовная жизнь не возможна без помощи свыше:

«Если кто не родится от воды и Духа, не может увидеть Царства Божия… Рожденное от плоти есть плоть, рожденное от Духа есть Дух » (Ин. 3, 5-6).

Апостол Павел все христианские добродетели именует «плодом Духа, говоря»:

«Плод духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Галл. 5, 22-23).

Часто внутренний духовный рост и совершенствование христианина происходят незаметно для него самого. О таинственном действии Святого Духа на душу человека Спаситель говорил:

«Дух дышит, где хочет, и голос Его слышишь, не зная, откуда приходит и куда уходит. Так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3, 8).

Христианин, получив благодать, становится живым храмом Святого Духа. Вот почему он должен хранить себя от всякого греха.

«Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? — спрашивает апостол Павел. — Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят, а этот храм — вы» (1 Кор. 3, 16-17).

Хотя благодатная сила Святого Духа дается верующему не по его заслугам, а по милости Божией в результате искупительных страданий Богочеловека, однако она возрастает в нем по мере усердия в христианской жизни. Преподобный Исаак Сирин пишет:

«В какой мере человек приближается к Богу намерением своим, в такой и Бог приближается к нему дарами Своими».

Как же можно приблизиться к Богу? Через любовь. Апостол и евангелист Иоанн Богослов сказал «Бог есть любовь» (1Ин. 4, 8). Если Бог Троица — Отец, Сын и Дух Святой — тремя Ипостасями в одном существе, соединенные любовью, то и мы, люди, можем приблизиться к Богу любовью.

Что есть любовь? Что значат слова: «Возлюби ближнего своего как самого себя»? Это значит, что боль ближнего твоего — твоя боль, болезнь ближнего твоего — это твоя болезнь, а его радость — твоя радость.

Если бы мы всегда жили радостями друг друга, тревожились болезнями друг друга, жили счастьем и радостью друг друга, мы бы действительно имели любовь между собой.

И человек имел эту Божественную любовь в раю, но захотел избрать другой путь и отринул единение с Богом. И что же? Он разрушил целомудрие, разрушил любовь и единство со своим Творцом. В мир пришли грех и смерть.

Не умеем мы с вами по-настоящему любить Бога, а потому и друг друга не умеем любить. Плохо прощаем друг другу обиды, осуждаем, завидуем, раздражаемся и даже ненавидим. И тогда мы в своей жизни очень часто ощущаем пустоту — отсутствие Божией благодати. И бываем несчастны, не понимая порой — почему? А вернуть душевное равновесие, вернуть благодать Святого Духа можно только научившись любить ближнего.

«Не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца», — говорит Спаситель Своим апостолам (Деян. 2, 2) об ожидающим их снисхождении Святого Духа на 50-й день после его Воскресения.

Благодатными дарами Духа Святого Господь мог наделить Своих учеников, и не собирая их под одной крышей в Сионской горнице. Однако, с того момента, когда Он раскрыл перед ними таинственное и чудотворное свойство будущего Тела Христова (Церкви), явлено было и ученикам, и всему народу Божию великое знание о том, что там «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20).

Вот почему Церковь, созданная Божественной Кровью Спасителя, может существовать только в качестве Собора, Собрания, Единства, объединенного во имя Христово. Там, где люди собраны вместе не общностью своих эгоистических интересов, не сплоченностью политических пристрастий, а верой, надеждой и любовью, — там дышит Дух Божий, там Таинства, там Церковь. Всякое иное единение, основанное на иных началах, — это не единение в Боге, а в ком-то другом, кому нужно всех крепко соединить в полном подчинении себе для темных, нечистых, порой меркантильных целей.

«Не отлучайтесь от Иерусалима», — говорит Господь и нам, живущим через две тысячи лет после того, как «явились им (апостолам) разделяющие языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них» (Деян. 2, 3). Не отлучайтесь от единства с Духом Святым, пребывающем в собрании верных. Потому что вне этого собрания, за оградой Церкви Христовой нет ни Истины, ни Добра, ни Красоты (Втор. 5, 21). А если и кажется иногда, что прав был сказавший когда-то: «Все говорят: нет правды на земле. Но правды нет и выше», — так это только оттого, что глаза злодейские так устроены, что ничего, кроме зла, вокруг себя не видят и видеть не могут.

Да, чада церковные немощны и грешны. Но потому-то они и «собираются в церковь» (1 Кор. 11, 18), что «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф. 9, 12).

Со стороны и впрямь может порой показаться, что собирает нас в церковь не Дух Святой, а дух гордыни и спесивого самодовольства, что святость — удел небожителей, а уж никак не нас, грешных. Признаемся: мы и сами так часто думаем. Но разве не очевидно, что святость — это бесконечный процесс, что нет и не может быть никакой «финишной ленточки», достигнув которой, можно было бы спокойно утереть со лба пот с чувством победителя?

Церковь учит нас, что свят не тот, кто добежал, а тот, кто бежит. Да, падает, спотыкается; да, разбивает в кровь коленки, но всякий раз встает и, превозмогая боль, уныние и лень, — бежит!

Взирающие на Церковь со стороны ни увидеть, ни понять этого, конечно, не смогут. Потому что постичь Тайну Церкви можно только выполнив завет Христов: «… чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься» (Мф. 20, 23). Только дерзнувший испить этой Чаши, только отважившийся креститься крещением Спасовым, способен «не отлучаться от Иерусалима»: только ему удастся не покинуть в тяжкую минуту соблазнов и гонений спасительные стены Церкви Христовой, остаться верующим и верным своему Богу.

В переживаемое нами время общего осквернения всех сторон современной жизни, глумления над святостью и постоянных скорбей от господства нечестия, мы особенно нуждаемся в благодатной помощи и утешении Духа Святого, ниспосылаемого нам Промышлением Всесвятой Троицы в истинной Христовой Церкви.