Слово на начало Великого поста Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Тихона, архиепископа Майкопского и Адыгейского


«Постное время светло начнем, к подвигом духовным себе подложивше, очистим душу, очистим плоть…» Стихира Вечерни Недели Сыропустной на Господи воззвах

 

Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры!

 

Для всех нас наступает очень важное и радостное время, имеющее особое значение для каждого православного христианина, когда наша Святая Матерь-Церковь с любовью призывает своих чад вступить на спасительный путь Великого поста. Пост приятный и благоугодный Господу заключается в разумном сочетании телесного воздержания от скоромной пищи с духовным воздержанием от служения греховным страстям, причем это телесное воздержание должно рассматриваться не как самоцель, а лишь как средство для успешной борьбы с греховными страстями.

Сущность поста — именно в этой борьбе за освобождение своей души от порабощения ее злом.

«Прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство ангелов, и спасение человеков, вернии возопиим: Боже, помилуй нас.»  (Стихира на стиховне Пон.1седм.Утр.)

Для человека – существа греховного, это время года приобретает характер чрезвычайной важности. Однако, для верующего человека никакие церковные установления и законы не являются напрасными или тягостными. Напротив, с особой заботой Святая Церковь определила время воздержания для того, чтобы каждый из нас имел возможность осознанно отнестись к своей душе, стараясь насколько возможно исправить свою жизнь. На этом светлом, но в то же время и трудном пути главным ориентиром для христианина являются заповеди Христовы.
Иногда от людей, незнакомых с православием, приходится слышать скептические отзывы о значении поста. Многих отталкивает та строгость и те меры воздержания, которые характерны для поста. Но так ли это?

Пост – это, прежде всего время духовной весны. Подобно тому, как природа пробуждается от зимнего сна, наши души должны возрождаться от сна греховного. Пост – весна духовная; время, когда должны отпасть старые листья, когда должны быть срублены иссохшие ветки, когда все мертвое должно не только умереть, но быть сожженным, чтобы осталось только живое. Вот к чему нас призывает пост, вот о чем речь идет.

По своему замыслу, безусловно, пост ограничивает нас в использовании многих благ земной жизни: вкусной пищи, увеселительного времяпровождения, безудержных страстей, ограничивает личные амбиции, заставляет особо прислушиваться к нуждам наших ближних. С другой стороны, насколько несравненно великими и значимыми являются те блага, которые мы приобретаем во время поста и воздержания! Именно теперь наступает время духовного обогащения, когда все кажущиеся блага земной жизни на самом деле являются для нас лишь препятствием. Господь поучает нас собирать «сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Мф.6:20).

Покаяние, а именно изменение образа мысли, чувств и мировосприятия — вот то подлинное духовное богатство, которого желали святые богоугодные люди и которое мы призваны стяжать на протяжении всей нашей жизни и особенно потрудившись сейчас, в благоприятное время Святой Четыредесятницы. «Кто постится истинно и нелицемерно, тот подражает Христу, на земле уподобляется Ангелам, подражает пророкам, входит в общение с апостолами; посредством поста, достигнув перерождения своей природы, делается из неправедного — праведным, из злого — добрым, из нечистого — благочестивым и таким образом усвояет себе Христа, сокровище жизни» - так говорит святитель Иоанн Златоуст о предназначении Великого поста.

Святые отцы призывают нас во время поста углубляться в свой внутренний мир, внимательно наблюдать за своими поступками и не осуждать ближних. Видение своей собственной греховности является началом покаянного спасительного пути. Шествуя по нему с верой и упованием на всеукрепляющую помощь Божию, мы не должны забывать, что и от нас самих требуется ревность и усердие в этом подвиге. «Истинный пост – от пороков уклонение, воздержание языка, отказ от гнева, разлучение с вожделениями, злословием, ложью и клятвопреступлением. Оскудение всего этого – таков истинный пост и благоприятный!»  (Стихира на стиховне Пон.1 седм.Утр.)

Постараемся по мере своих сил, дорогие отцы, братья и сестры, мужественно шествовать путем покаяния, исправления греховной жизни. Каждый из нас понимает, что недостатки у всех разные, мы сами своими грехами удалили себя от Бога. Но это не повод осуждать ближнего, это возможность внимательнее отнестись к себе. Длительные богослужения, поклоны, скудость пищи, умиленные песнопения — это те благодатные средства, с помощью которых Церковь помогает человеку каяться.
Бог никогда не отвергает грешника, который старается исправиться, но с радостью приемлет его покаяние. Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет, обращаясь к падшему человеку: «Вернись к Отцу твоему, несчастный; далеко зашел ты; в этой дали нет ничего, кроме вечной смерти... Как бесплодную смоковницу, давно бы тебя надобно было срубить и бросить в огонь; между тем ты все еще стоишь. Вернись — Святая Церковь ждет тебя. Ты давно забыл ее, свою любящую мать. А между тем она более о тебе, как о чаде своем...».

Господь поучает Своих учеников поститься нелицемерно, не тщеславясь своими подвигами и стараниями. «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст явно» (Мф.6:16-18).

Пост — это всегда сокровенное делание человека, которое совершается лишь пред лицом Владыки Господа, Который Один знает наши помышления и сердечные намерения. Пост не накладывает на нас бремени сверх силы, Господь не требует от нас того, что мы не в состоянии выполнить. Но только одно намерение исправить свою жизнь и стараться жить по заповедям Божиим приятно Богу. Видя наше стремление и усердие, Господь обязательно нас укрепит и поддержит. И хотя каждый из нас обременен повседневными мирскими трудами и заботами, соблюдать пост возможно и необходимо. Не все имеют возможность и часто посещать церковные службы, но молиться можно всегда и везде. Возможно, кому-то не всегда удается воздерживаться от привычной, вкусной пищи, но каждый из нас может ограничить себя в чем-то ином, отказываясь, по крайней мере, от греховных мыслей и желаний. Ничто не мешает нам открыто выполнять заповедь Божию о любви к ближним, творить милостыню, помогать больным людям, утешать страждущих. Вот такой пост приятен Богу.

Необходимо по мере сил стараться читать Слово Божие — Священное Писание, наставления святых отцов. Постараемся искренне молиться не только во время богослужения в храме, но и в течение всего дня. Молитва преподобного Ефрема Сирина, произносимая на протяжение всего Великого поста, является величайшим назиданием и побуждает христианина к духовной жизни. Особое внимание необходимо уделить подготовке к принятию Божественных Таин Христовых, осознанно каяться в своих грехах, ни в коем случае не оправдывая себя и не утаивая ничего от священника.

В первые дни святого Великого поста хочу пожелать каждому из нас, дорогие отцы, братья и сестры, с благодарением, радостью и духовной пользой провести это время. Воспримем пост как великий дар Божий, а не как отягощающее бремя, постараемся усердно потрудиться для спасения своей души. Поспешим встретить Светлое Христово Воскресение, чтобы и в будущей жизни не лишиться духовного ликования о Воскресшем Господе.