Слово на начало Великого поста Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Тихона, архиепископа Майкопского и Адыгейского


«Услы́шит тя Господь в день печа́ли, защи́тит тя
и́мя Бо́га Иа́ковля. По́слет ти по́мощь от Свята́го
и от Сио́на засту́пит тя. Помяне́т вся́ку же́ртву
твою, и всесожже́ние твое ту́чно бу́ди. Даст ти
Господь по сердцу твоему и весь сове́т твой
испо́лнит.»
Псалом 19

 

«Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало,…» (Вел.Канон прп Андрея Критского)

«С чего начну я оплакивать деяния злосчастной моей жизни? Какое начало положу, …»

Этот вопрос постоянно набатом звучит в нашем сердце, уме особенно перед началом Великого Поста. Душа жаждет очищения, но духовная несостоятельность постоянно является неким тягостным балластом, заставляя и приводя человека в исступление, не зная с чего начать. Всего много, грехов, соблазнов, гордыни, тщеславия и прочих пороков. Чувствуем, как являемся рабами греха. Стараемся бороться. Не всегда получается. Думаем, что нет нам прощенья за содеянное. Постоянное окаянство вызывает чувство страха и стыда. Премудрый Соломон говорит нам «начало мудрости – страх Господень; [доброе разумение у всех, водящихся им; а благоговение к Богу – начало разумения;] глупцы только презирают мудрость и наставление.» (Притч 1:7).

В действительности, начало спасения и ответ ко всему страх перед Господом. Страх быть отвергнутым от Его милости и спасения. А значит страх сделать что-либо неприятное ближним. Многие ограничиваются пониманием слова ближний, таким как те, кто находится с нами в кровном родстве и не более. Понимание ближнего раскрывает нам Господь в притче о милосердном самарянине (Лк 10: 30-37). И так мы знаем, что ближние для нас это те люди, с которыми находимся или можем оказаться по жизни бок о бок и не совсем имеющие с нами никакого родства, но готовые прийти нам помощь по первой же просьбе.

Итак, сами не замечая, имея страх перед Богом мы стоим на правильном спасительном пути.

«А́ще не Госпо́дь сози́ждет дом, всу́е труди́шася зи́ждущии. А́ще не Госпо́дь сохрани́т град, всу́е бде́ стреги́й.» (Пс 126.)

Если мы трудимся, особенно над совершенствованием своей духовности и без Господа, все напрасно. Некоторым Пост необходим только для физиологического выздоровления. Изнуряя себя голодом, но находясь в непримиримой вражде с ближними, действительно все напрасно. Гармония духовного покаянного состояния и ограничение себя воздержанием во всем привлекает взор Божий на наши старания и Господь дарует Свою Благодать.

«Блаже́ни вси боя́щиися Го́спода, ходя́щии в путе́х Его. Труды́ плодо́в твоих сне́си: блаже́н еси́, и добро́ тебе́ бу́дет.» Песнь степеней, 127.

Каждый из нас с упованием жаждет получить прощение своих грехов. Прилагая максимум усилий в духовном делании, как по словам Псалмопевца Давида по трудам нашим ожидаем воздаяния Божьего. Пусть же наш труд явит должные плоды, радость созерцания присутствия Всевышнего в нашей жизни. Эти плоды поспособствуют видеть окружающий мир в аспекте понимания Божьего мира и братского мирного сосуществования друг с другом.

Так же некоторые печалясь о своих телесных немощах, которые не могут полноценно принести достойные труды во время Великого Поста или тяжелый труд, отнимающий много физических сил, приходят в некое отчаяние.  Погружая себя не вполне в молитвенное состояние, мешающее трезво смотреть на происходящее и не готовность понимания всего происходящего. В первую очередь пост должен быть приятным «Пости́мся посто́м прия́тным, благоуго́дным Го́сподеви: и́стинный пост есть злых отчужде́ние, воздержа́ние языка, я́рости отложе́ние, похоте́й отлуче́ние, оглаго́лания, лжи и клятвопреступле́ния: сих оскуде́ние, пост и́стинный есть и благоприя́тный» (Стихира на стиховне Вечерни 1-й Седмицы). Поэтому по мере своих сил необходимо приступать к подвигу жертвенному. Надеясь на милосердие Божье и, конечно же это не даёт нам повода злоупотреблять словами святого апостола Павла что «Господь и намерения целует» (Евр. 4, 12) падая и восставая приближаться к Милости Господней. Не оставаться постоянно в добром намерении того, что сегодня пусть будет все как есть, а завтра начну с чистого листа. Польза правильного, соразмеренного поста способна изменить жизнь к лучшему. Индивидуально необходимо обсудить со священником (духовником) возможность полномасштабно соблюдать пост. «Господь крепость людям Своим даст, Господь благословит люди Своя миром» (Пс. 28).

Желаю радостных, а самое главное плодотворных дней препровождения Великого поста в жертвенном служении во Славу Божию и во спасение собственной души. Пусть Господь даст силы духовные и телесные сделать подвиг над самими собой, соделаться лучше, чище на благо Матери Церкви и Отечества нашего.

 

+Архиепископ Майкопский и Адыгейский Тихон