Слово Высокопреосвященнейшего архиепископа Майкопского и Адыгейского Тихона в Неделю 13-ю по Пятидесятнице


04 сентября 2020

«Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами, и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь.» (1Кор.16;23-24)

Возлюбленные о Господе братья и сестры, и я своим недостоинством дерзаю приветствовать Вас словами великого апостола Павла, отрывок из послания, которого сегодня предоставлен нашему вниманию.

Что особенного в нем? Почему эти слова апостола так важны для каждого христианина? Начнем с того, что быть христианином и считать себя таковым не всегда одно и тоже. Две разные противоположности. Первая – Христианская жизнь, которая сопряжена с огромной ответственностью как за спасение своей души, так и за окружающий нас мир. Другая – поверхностное христианство – самообман и лицемерие перед очами Божьими.

Вся наша жизнь сопряжена с искушениями и всяческого рода соблазнами и, чтобы преодолевать их, Святая Церковь предоставляет нам великие духовные руководства – Святое Евангелие, труды святых Апостолов, святоотеческое наследие, каждому в своих житейских и духовных нуждах потребное и в решении различных проблем необходимое. Христианину важно руководствоваться ими. Не просто восхищаться и умиляться тем, как смогли святые угодники нести веру в своих сердцах, превозмогать муки и добровольные страдания за Христа, а стараться жить по тем высоким духовным нормам, являясь хотя бы малой своей частью воплощением Евангельского учения.

Внимательно рассмотрев слова апостола, можно увидеть то, как Он предупреждает и просит об оказании почтения и должного уважения тем, кто собирает пожертвования на общую церковную потребу, и что эти люди выполняют вверенное им послушание – «Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым), будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся.» (1Кор.16; 15-16).

Почему останавливаю свое особое внимание на этом месте? Думаю, каждый из нас понимает свою человеческую немощь в столь важном вопросе, соблазнительных моментов для нашего, не совсем правильного отношения к наличию и распределению материальных средств в храмах. Нам хочется, чтобы хотя бы здесь эта сторона нашей жизни была ограждена от всевозможной земной суеты и грязи. И я, понимая эту боль, душой и сердцем поддерживаю вас, но как ни смотри, мы поставлены в рамки определенных финансовых норм и требований. И с различного рода проблемами нам тоже приходится сталкиваться и смиряться. Наряду с недостатками, существует и благостная сторона, которая обществом зачастую остается незамеченной. Имеется в виду материальная помощь, которую Церковь оказывает попавшим в нужду людям, сиротам и одиноким матерям. Она не трубит об этом и не делает все напоказ. Но возможности ее ограничены и напрямую зависят от количества собранных пожертвований. Налоги, оплата коммунальных услуг, материальная поддержка духовенства и обслуживающего персонала –неотъемлемая часть жизни и заботы Церкви, которая занимает массу времени и средств.

Но, опять-таки возвращаясь к тексту послания, видим молитвенное наставление апостола всем «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.» (1Кор.16;13). Далее в тексте послания мы можем прочитать его очень категоричные слова, особенным образом обращённые ко всем нам «Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема.» (1Кор.16;22). Что этим хотел сказать Апостол?

Многие скажут, что я очень люблю Господа, хожу регулярно на Богослужения, причащаюсь за каждым Богослужением, вежлив и дружелюбен со всеми. Или хотя бы делаю вид, что я такой. Прошу всех без исключения задать себе один вопрос: а любовь наша приятна или полезна другим? Порой эта любовь искажена и обезображена до неузнаваемости. Пребывая в этом заблуждении или, вернее сказать, духовной дреме, стараемся убедить окружающих в искренности этого обманного чувства, а сами не исполняем даже элементарного. Мы просто-напросто не знакомы с этим чувством Любви к Господу и ближнему. Осуждаем, проявляем неуважение к старшим, к духовенству, делаем им замечания и насмехаемся над их недостатками, считая себя более образованнее или, как нам кажется, красноречивее. Но вся наша собственная жизнь во грехе проходит, и мы вынуждаем Церковь принять это и смириться с нашим нездоровым образом жизни, апеллируя тем, что Церковь и духовенство должны быть сговорчивее и снисходительнее к немощам нашим.

Если чаще задаваться вопросом о том моменте, что когда мы наделены различными послушаниями, дома ли, на работе, в храме или попросту в нашей повседневности, не влезаем ли мы на «чужое поле» своим воображением мнимой «любви» и не причиняем ли мы этим страданий другим, а самое главное не относимся ли мы к этим апостольским словам проклятия с присущим нам самообманом? Ведь другой человек также считает, что он любит Бога не менее других, но подчас думает о незыблемости своих чувств и верности своего суждения. Не является ли наш образ мышления, особенно если нет духовного руководства у более старшего священника-духовника неправильным, или вообще пагубным для нас?

Таким образом, считаю уместным предостеречь каждого, чтобы снисходительнее быть к любви своих ближних, дома, в храме и повсюду, а самое главное искренно и самоотверженно, а не на показ, любить Господа и исполнять Его святые заповеди, чтобы стяжать Плоды Дара Духа Святого (Гал.5;22), о которых не устану повторять вновь и вновь каждому и самому себе в особенности. Предпосылки у всякого к этому есть, и самое главное есть возможность.

Искренне желаю без устали трудиться на сем поприще благоприятного делания, воспитывать свою душу в духе разума по Заповедям Божиим. Дерзновенно, присоединяясь к словам апостольским, приветствую Вас, как «Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием» (1Кор.16;20) с пожеланиями мира, добра и благополучия. Аминь.

 


Читайте также: