Слово Высокопреосвященнейшего архиепископа Майкопского и Адыгейского Тихона в Неделю 23-ю по Пятидесятнице


Апостол Павел в своих посланиях показывает насколько важно домостроительство нашего спасения, так как оно совершается Самим Богом, через Господа нашего Иисуса Христа.

В сегодняшнем послании к Ефесянам апостол сравнивает состояние души языческой и иудейской, буйство жизни которых примирила Жертва Спасителя. «И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления,...«(Еф.2; 1-2) В первую очередь он называет мертвенность язычников по нравственным соображениям. Многие из них, особенно преуспевающие в социальных и научных достижениях народы, кичились своими знаниями, ученостью, будучи при этом духовно распущенными. А мораль противопоставлялась христианскому образу жизни. „По обычаю мира сего.“, „мир сей“ — это мир несовершенный, лукавый (Гал.1:4), с которым Апостол. не советует дружить христианам (Рим. 12:2)». В словах «по воле князя, господствующего в воздухе» он несомненно имел ввиду сатану, который всячески старается совратить и исхитить душу человека с праведного пути. Жизнь «по обычаю мира сего» без сомнения легкая, а вернее сказать безответственная и ложная, так как за ней нет ничего, что можно оставить в духовное наследие потомкам. Никакие науки и человеческие достижения не принесут должной пользы, если они идут в разрез Заповедям Божьим.

«Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, ...» (Еф.2; 4-5) .

Наше языческое прошлое явью показывает насколько полезным стало обращение с Вечным и Живым Богом. Своей милостью Он покрыл кровавое беснование предков, идоложертвенное служение князю мира сего, а покаянием и всепрощением очистил Купелью Днепра. Это наш Иордан, который омыл прах и мертвенность человеческих сердец. Как преобразилась жизнь людей с пришествием Христова учения на Русь. Конечно же не сразу, не одним днем, но дана была возможность здраво оценить спасительный молитвенный подвиг христианской жизни, который объединял не только духовно, но и в социальном плане многие народы и племена. «дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе.» (Еф. 2; 7).

«Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.» (Еф. 2; 8-10). Человек не вправе приписывать себе какую бы то ни было заслугу, лишь только благодаря Господу Всемилостивому и Его Благодати, была подарена нам сия милость. И нам следует об этом помнить всегда, так как мы воссозданы во Христе из мертвых язычников Его Смертью и Воскресением. «Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, ... что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире.» (Еф.2; 11-12).

Апостол Павел показывает, что вера Христова способна примирить всех желающих идти путем спасения. Его Великая Жертва воссоединила несовместимое. Иудеи и язычники, такие разные, соединились нерушимо во едино. Не отвергая и не унижая прежние добрые традиции, не оскорбляя ничьих взглядов, христианство дало возможность всем быть в Благодати Божьей. «упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем.» (Еф. 2; 15-16). Аминь


Читайте также: