Слово Высокопреосвященнейшего архиепископа Майкопского и Адыгейского Тихона в Неделю о Страшном суде


«Егда приидеши, Боже, на землю со славою,/ и трепещут всяческая,/ река же огненная пред судищем влечет,/ книги разгибаются, и тайная являются:/ тогда избави мя от огня неугасимаго// и сподоби мя одесную Тебе стати, Судие Праведнейший.» Кондак

Приближается Великий Пост «мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство Ангелов и спасение человеков» (Стихира на утрени В.Пон.), к которому так стремиться сердцем и душой человек, жаждущий спасения и пребывания с Богом. Жизнь полна грехов, что кажется нет им предела и сил противостоять. Тема сегодняшнего воскресного дня как раз способствует особому размышлению о вечности и нераскаянности во грехах. Ожидание Судного Дня, о котором Господь Всемилостивый открывает нам неизбежно. Апостол и Евангелист Матфей повествует нам об этом Дне Воздаяния ясно и четко «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.» (Мф.25; 31-33). И последние строки должны каждого заставить задуматься о своем личном предстоянии пред Страшной Судией — справа или слева. Конечно же желанна всем сторона праведников. Какую сторону занять зависит от каждого лично. Дела, по которым Господь узнает нас и поставит одесную себя так же отражены в Евангелии «ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.» (Мф. 25;35-40). В этих поступках отражен весь смысл духовного пути в Царство Божье. В проявлении любви и заботы о ближнем является любовь к Богу. Порой, казалось бы, чего сложного поступать по Евангельским Законам. И силы, и возможности к этому есть. Нет только желания и стремления. Что же произошло? Почему человеку так леностно творить дела добродетельные?

Апостол Павел отражает некоторые стороны, повергающие нас в смятение «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей,» (1Тим. 1-2). Мысли о том, что Господь милосердный без сомнения правдива, но не стоит путать милосердие и истинную любовь с потворстом и потакательство греху. Родители не поощряют баловство и проказничество своих чад, а наооборот принимают всевозможные меры учительства и назидания к непослушным. А кто думает иначе или потворствует детскому эгоизму глубоко заблуждается. Вседозволенность сродни равнодушию.

Человеческие добрые качества и нормы общения ушли не то чтобы на второй план, они являются неким негативным образом жизни. Правдивость в отношениях любого плана чуть не является преступлением. Солгать, оклеветать, опорочить считается нормой.

Возвращаясь к теме события, которое и называется Страшным Судом многих повергает в исступление. Страшно даже подумать людям, далеко отстоящим от Закона Божьего смириться с этим. Особенно слова, отражающие непризнание Господом тех, кто не проявлял ничего полезного по отношению к другим. «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.» (Мф. 25; 41-43)

Страшно даже представить эту картину.

Но милость Господня велика и проявление Его милосердия является в том, что Он ждет терпеливо и дает время для покаяния. И чтобы быть узнанным Спасителем следует творить Его волю, а не свою.

Еще одна неделя отделяет нас от начала Великого Поста, но это не повод ждать ее. Начать уже можно сегодня свой путь исправления! Желаю крепости сил и мужества в преодолении всех трудностей и препятствий, способствующих нашему сближению с Богом. И вместе с апостолом и Евангелистом Иоанном Богословом взывая, говорим: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Ин. Откр.22;20) Аминь.


Читайте также: