Опыт катехизации на Приходе


Чрез познание Его Он, Праведник,

Раб Мой, оправдает многих

и грехи их на Себе понесет.

Ис. 53, 11.

До назначения в городской храм я служил вторым священником в поселке городского типа. На этом приходе было решено проводить катехизические беседы для прихожан и желающих принять Таинство Святого Крещения или заключить Брак. Сделали объявление в храме и еженедельно начали заниматься по простой схеме: полчаса на разбор зачала Евангелия и Апостола, которые будут читаться в воскресный день, следующий после наших собраний, и полчаса на то, чтобы поговорить на любую актуальную тему духовно-нравственного содержания. Беседы всегда проходили за кружкой чая, так как это благоприятствовало неформальной обстановке. Сначала на беседы приходили несколько человек из числа постоянных прихожан. Но через некоторое время наша группа стала увеличиваться. Через месяц в классе собиралось уже до 25 человек. Некоторые люди начали ходить в храм только после того, как узнали больше о Боге, о Церкви. Я тоже к Церкви в свое время стал приближаться только после прочтения книг по апологетике и истории Церкви.

Такой же опыт я применил на катехизических беседах и в городском храме, куда был впоследствии переведен.

Хочу сказать, что особенность нынешнего времени – это крещенные, но не воцерковленные христиане. По слову протоиерея Георгия Флоровского: «Русь вновь крещена, но не просвещена и совсем (в масштабах страны) невоцерковлена». За время безбожной советской власти о полноценной катехизации не могло идти и речи, не было необходимой литературы, не с кем было поговорить свободно о Православной Вере. Сама решимость принятия Таинства Крещения в то время, по моему мнению, уже являлась достаточным основанием для принятия Таинства. Многие, будучи крещенными в младенчестве или взрослыми в недалекие времена гонений на Церковь, сейчас приходят в храм и впервые хотят принять участие в Таинстве Святого Причастия.

В процессе катехизации я осознавал, что задача священника состоит не в том, чтобы оглашаемый получил определенную сумму знаний, главное - ввести человека в Церковь, в полноту церковной общинной жизни. Для этого необходима индивидуальная работа с каждым.

У нас на приходе нечасто обращаются за принятием Таинства Крещения взрослые, основная масса крещаемых – младенцы. Поэтому в основном перед крещением приходится беседовать с восприемниками. И основная наша деятельность была направлена на катехизацию уже крещеных прихожан храма. Однако постепенно на катехизические беседы стали приходить не только наши прихожане, но и их знакомые по приглашению. По местному ТВ несколько раз были даны объявления о том, что у нас открылась  воскресная школа для взрослых, и каждый желающий теперь может посетить ее и узнать больше о Православии. Это способствовало увеличению слушателей.

Катехизация перед Святым Крещением сегодня остро необходима, так как у многих людей (я это знаю по своей практике) неверные представления о Боге, Церкви и о самой необходимости принятия Крещения. И для того, что бы развеять такие смутные представления и направить человека в верное русло, очень важна беседа со священником или катехизатором, в качестве которого, с благословения священника, может выступать духовно образованный или опытный мирянин.

Вообще нужно сказать, что катехизация на Северном Кавказе имеет свои особенности и сложности. Катехизические беседы здесь не распространены как в Центральном регионе страны, например, на Белгородчине, где я учился в семинарии и наблюдал за жизнью прихода. В исконно казачьих станицах, где основная масса жителей имеет традиционный уклад жизни, доставшийся им от предков, с одной стороны не распространено сектантство - это в основном несколько семей из числа приезжих. С другой стороны наблюдается малая приходская активность, хотя народ в основной своей массе религиозен и идентифицирует себя православным.

В том регионе Северного Кавказа, где я в настоящее время служу, катехизация нередко имеет характер личной инициативы священника непосредственно перед самим Таинством Крещения или Брака. Существует проблема в том, что желающие принять Таинство Крещения могут отказаться от посещения занятий из-за нехватки времени, пойти в другой храм и креститься там «по факту оплаты». Поэтому передо мной стоит задача заинтересовать человека в посещении  воскресной школы, чтобы там он больше мог узнать о Православии.

Стоит отметить, что в последние годы приток людей в православные храмы заметно увеличился. Многие крещены, венчаны, но качество их веры, уровень церковного опыта остается на очень низком уровне. Подобное состояние православного общества не может не тревожить. Такое оживление религиозной, но отнюдь не церковной жизни говорит, о том, что человек пришел в церковь в поиске жизненной опоры, для получения каких-то благ или уверенности в будущем. В результате чего в церковь обращаются, как в бюро услуг за помощью в какой-либо нужде. Обычно у таких людей, из-за различных трудных ситуаций приходящих в храм, остается множество нерешенных вопросов и возникает большая вероятность ухода к инославным, иноверным, или вовлечения в язычество, религиозные организации деструктивного характера и т. п.

Многие из тех, кто приходит к святому Крещению не отдают себе отчета в важности этого шага, в его смысле и значении. Обыкновенно случается такой диалог:

- Для чего вы хотите креститься, что надеетесь получить от Таинства? - такой вопрос предлагается взрослым.- С какой целью вы решили крестить своих детей? - такой вопрос обычно задается восприемникам. И в основном мы слышим: «Для того чтобы быть крещеными», или: «русские по традиции должны быть крещеными», или: «чтоб веровать и быть здоровыми», или «чтоб иметь: веру», и тому подобное.

Одна из важных задач воцерковления новоначального христианина - введение его в русло Предания Церкви. Священное Предание - это жизнь в Церкви Духа Святого, опыт Его стяжания. Только в контексте Предания можно правильно понимать Священное Писание, весь распорядок, и уклад церковной жизни. Но учат ли наших новоначальных настоящему, подлинному Священному Преданию? Казалось бы, пастыри и катехизаторы только этим и занимаются, порой преподнося Предание даже выше и отдельно от Священного Писания; однако, судя по сегодняшней церковной жизни, это научение оставляет желать лучшего. Зачастую самим катехизаторам не хватает духовного и житейского опыта, навыков и достаточного образования.

Несмотря на эти трудности, Церковь должна проявлять особую заботу и внимание к тем, кто пришел в храм впервые. Желательно, чтобы при храме были люди из постоянных опытных прихожан, которые могли бы встретить вновь пришедших приветливо, ответить на все имеющиеся вопросы, а также пригласить на регулярно проводимые беседы. Первое впечатление о храме и о Церкви чрезвычайно важно для людей нецерковных. Если, придя в храм, человек тут же наталкивается на «слишком строгую» бабушку, которая на него шикает, смотрит с укором и требует каких-либо «правильных действий», то нет ничего удивительного в том, что этот человек больше не вернется в храм. Вера новичка еще не окрепла и он не готов к такому отношению к себе. Поэтому мы должны большее время уделять не тому, как человеку правильно бить поклоны или каким-то иным внешним религиозным действиям, а в первую очередь тому, где у него находится сердце и душа. Если его сердце обратится к Богу, то и храм будет его вторым домом.

Думаю, что необходимо повсеместно возрождать регулярные огласительные занятия для взрослых. Руководствуясь опытом древней Церкви, наиболее активные занятия можно проводить во время Великого поста, а также перед Троицей, Рождеством и Богоявлением. Традиционными темами подобных занятий могут быть: десять заповедей Моисеевых, заповеди блаженства, священная библейская история, Символ веры и «Отче наш». На Светлой седмице можно рассказывать крещеным о таинствах.

В иконной лавке каждого прихода, как это практикуем и мы, должны быть книги, специально адресованные тем, кто пока только делает первые шаги в церкви. Это должна быть литература на разных уровнях — и общедоступном, и более углубленном — объясняющая основы православия, а также открывающая мир богослужения, который для многих сегодня остается по-прежнему непознанным. Такая литература может быть рассчитана на разный уровень образования и религиозной компетентности человека. Кроме того, хорошо бы иметь комментарии на отдельные книги Священного Писания Нового Завета.

Мы прилагаем усилия к тому, чтобы все присутствующие на богослужениях, принимали в них активное участие. Это касается, прежде всего, общего чтения Акафистов духовенства совместно с прихожанами, которые в нашем храме проводятся еженедельно. Так же наши прихожане, по обыкновению, на богослужении поют «Символ Веры», «Воскресение Христово видевше» и многие другие песнопения. Это хорошо содействует формированию и сплочению крепкой приходской общины. У пришедших в наш храм впервые, есть возможность следить за происходящим по напечатанному тексту. Как минимум необходимо, чтобы все желающие могли слушать чтение Священного Писания, держа в руках его текст. Как мне известно, это уже делается на некоторых приходах в России. После чтения Евангелия на Божественной Литургии священник всегда говорит проповедь на Евангельскую тему.

Сам Христос говорит нам в Евангельской проповеди: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что я заповедал вам» (Мф. 28, 19). С ранней апостольской эпохи вплоть до нашего времени Церковь стремится готовить людей входящих в Тело Христово.

Естественно, что вступление в Церковь должно быть осознанным действием. Необходимым условием для принятия Таинства Крещения является вера. И мы знаем, что вера может быть от знания, а знание бывает от проповедующего: «Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10, 17). Поэтому в любом случае, когда человек приходит в храм, приходит в Церковь, приходит к Крещению, подходит к купели, он должен понимать, что совершает важнейший поступок в своей жизни. По слову пророка: «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения» (Ос. 4, 6).

В процессе оглашения перед Крещением мы считаем практику совершения покаянной беседы или исповеди без разрешительной молитвы целесообразной и необходимой. Это живое непосредственное участие оглашаемого в подготовке к Святому Таинству. Как правило, это приносит свои положительные плоды. Человек переосмысливает свою жизнь. Сам Господь Иисус Христос преподает нам такой пример (Мф. 4, 14). Перед самим Таинством Святого Крещения всегда разъясняем последование Таинства и его смысл.

Знать свою веру (хотя бы в объёме Символа веры и Закона Божьего) и обретать жизнь по вере, которую принял крестившийся человек, является его священным долгом и христианским призванием. Только знающий способен ценить, любить, хранить, преумножать и передавать другим это сокровище. Утерять преемство веры непростительно, ибо без веры невозможно угодить Богу и спастись! (Евр. 11:6), (Мк. 16:16).

Если мы не будем следовать в этом вопросе Церковному авторитету и чину, крестя без должного оглашения, мы будем порождать заведомо нецерковных, «номинальных христиан», лишённых духовных ориентиров и жизненно важных знаний, язычников с крестом на шее.

Крещение, поистине, должно стать «не плотской нечистоты омытием, но обещанием Богу доброй совести» (1 Петр. 3:21).

Главным делом Церкви на Земле всегда было открытие Благой вести о Христе и правильного пути к спасению.

Итак, лишь верно следуя заповеданным Богом, Церковью условиям в деле катехизации, преодолевая имеющиеся трудности, мы будем на верном пути ко спасению!

 

Клирик Свято-Георгиевского храма г. Майкопа

иеромонах Даниил (Чадаев)