Слово Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Тихона, архиепископа Майкопского и Адыгейского в день Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца


«Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему/ Яже вещей Истина./ Сего ради стяжал еси смирением высокая...» Тропарь.

Образ святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских являет нам подлинное свидетельство искреннего и чистого служения Богу.

С самого рождения на нем явно проявлялся отпечаток сердечной веры и огромной любви его родителей к Богу. Чудно было его рождение и последующие дни младенчества, юности, пастырства и апостольского служения, как передает нам жизнеописание угодника Божьего. В действительности слова, которыми чествует святая Церковь верного своего служителя присущи святителю.

Кротость — это добродетель, в основе которой лежит определенное мировоззрение — христианский взгляд на жизнь, и он формируется христианской верой. Вот почему мы говорим, что святитель Николай есть «образ кротости», потому что он был «правилом веры». Если жизнь свою основать на вере, то тогда внутреннее смирение и кротость станут естественным проявлением этой веры.

Вся история Церкви ─ это история борьбы за чистоту веры, и святитель Николай был активным борцом за сохранение веры православной.

Являясь участником Первого Вселенского Собора, проходившего в г. Никея в 325 году, вместе со святыми Александром патриархом Александрийским, Спиридоном епископом Тримифунтским и многими другими отцами святитель Николай вступил в спор с еретиком Арием отстаивая истинные догматы святой веры. Он защитил православную веру и тем самым явил пример, как нужно беречь сокровище веры для того, чтобы вера стала нормой нашей жизни.

Если сохранять правильную веру, не подвергать ее искажениям, не вносить в нее комментарии и поправки, проистекающие от человеческого мудрствования; если не вносить в нее ошибок, проистекающих от человеческой греховности, а сохранять ее в чистоте — тогда и у нас будет прочная основа для построения счастливой, мирной, спокойной жизни, в которой человеческий успех не означает непременного конфликта с окружающими.

Порой, получая назидания от священника или епископа, нам кажется, что чрезмерно строго, или даже грубо, проявляет себя пастырь. Далеко не редко слышатся разговоры среди мирян с упреками, что священник якобы общается очень грубо и чрезмерно вмешивается в их жизнь, при этом говоря: «Вы же священник! Вы же верующий! Вы же из Церкви! Вы должны быть слаще меда и выше небес!».

Если бы все старались жить согласно Евангельскому учению, то и к священникам относились бы как к пастырям, оберегающим свое стадо от посягательств врага рода человеческого, помогающим в духовной борьбе и заботящимся о спасении душ, вверенной им паствы. Не было бы непонимания и противостояния в храмах Божиих. Смирение и доброжелательность воспринимались бы правильно, а не казались слабостью и нерешительностью. И когда священник, наделенный Божественной властью и ответственностью за спасение душ человеческих, занимается служением духовного руководства-душепопечением, при этом проявляя необходимую определенную строгость, то он не мерещится тираном и злым деспотом. Взаимоотношения между людьми становятся чистыми и открытыми, наполненными радостью, любовью и желанием послужить друг другу. Искренность, это то, чего нам сегодня так не хватает. Ведь бывает, что за кажущейся на первый взгляд приветливой улыбкой, скрывается лютый и злой враг, искусно замаскировавшийся и желающий погубить нашу душу и досадить через нас ближнему. И только от нас зависит, как и чем мы ему ответим. Стойкостью, решимостью и борьбой, или потаканием и уступками.

Памятуя подвиги святых угодников, одним из которых является святитель и чудотворец Николай будем подражать им в христианском благочестии и ревностном служении Богу, которое проявляется в стяжании Плодов Дара Духа Святого.

Сегодня мы молимся святителю и чудотворцу Николаю, чтобы он вразумил нас и помог на незыблемом камне правила веры строить нашу жизнь, исполненную кротости, духовной силы и смирения. Аминь.


Читайте также: