Слово Высокопреосвященнейшего архиепископа Майкопского и Адыгейского Тихона на начало Великого поста


01 марта 2022

«Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления» (Стих, в понедельник Великого поста).

Что ожидает человек, соблюдающий церковные устои и правила от времени, которое он потратит, пребывая в подвиге Великого поста. За более чем двухтысячелетний период Святая Церковь собрала учения Святых апостолов и великое множество поучений и назиданий святых Отцов в подвиге просиявших, научающих нас должным образом пребывать в этом благом для души и тела состоянии.

Казалось бы, ничего нового нет. Каждый раз приступая к этому доброделанию человек просит Господа дать ему силы и терпение для прохождения этого подвига. Только на первый взгляд кажется, что ничего тяжелого и трудного в этом нет. Из года в год испытывается угрызение совести в том, что недостаточно времени уделено своей душе. Малодушничали, не проявляли терпения и смирения к окружающим и особенно к своим домочадцам. Мало молились и посещали храм Божий. Недостаточно проявляли милосердие и сострадание к ближним. Но у нас есть упование на милость Божью и время, которое нам дает Господь, чтобы направить свою жизнь к исправлению.

«Так как человеческая природа нерадива и более склонна к невоздержанию и роскоши, поэтому человеколюбивый Господь, как любящий Отец, изобрел для нас врачевство в посте, дабы и отвлечь нас от [мирских] удовольствий, и обратить от забот житейских к делам духовным» (Свт. Иоанн Златоуст).

К большому сожалению, некоторые христиане смотрят на пост однобоко. Что это значит? Для них весь смысл поста только в том, чтобы не вкушать скоромную пищу. Но это неверно. Как учит нас святитель Василий Великий: «Истинный пост — удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления». А пост телесный лишь способствует этой духовной борьбе. Ну и, конечно, творение добрых дел. Ведь пост — это не только время покаяния, но и время больших возможностей кому-то помочь, кого-то утешить, о ком-то проявить заботу. Но чтобы это сделать, нужно оторвать свой взор от себя, оглянуться вокруг и увидеть нужду ближнего и помочь ему. «Если постишься, возлюбленный, окажи участие бедному, одень нагого, отри слезы вдовицы, утешь плачущих сирот. Если имеешь достаток, помоги; если не имеешь, то по крайней мере не похищай чужого» (Свт. Иоанн Златоуст). И тогда наша жизнь преобразится и обретет настоящий смысл — жить не для себя, а для других. И пример такой жизни нам показал Господь наш Иисус Христос.

В день, предшествующий началу Великого Поста, мы слышим добрые Евангельские назидания «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.» (Евангелие от Матфея 17 зач., VI, 6:14–21).

В преддверии Великого Поста хотел бы пожелать каждому из нас хотя бы в малом соблюсти эти спасительные назидания. Провести время богоугодно, а самое главное приятно и полезно для своей души, в добром здравии и благом расположении духа. Терпении, смирении, послушании, а наипаче в Любви к Господу и ближним. Аминь.


Читайте также: