Слово Высокопреосвященнейшего архиепископа Майкопского и Адыгейского Тихона в Неделю 17-ю по Пятидесятнице


«Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами?» 2Кор.6; 15-16 вопрошает апостол Павел в своем послании к Коринфянам, отрывок из которого предлагаеется сегодня нашему вниманию. Кто такой Велиар? Велиал или Велиар — библейское название темной силы, олицетворяющей всякое нечестие и беззаконие. Само слово по-еврейски означает «виновник или князь всякого зла и нечестия», вследствие чего оно, употребляясь сначала в отвлеченном смысле, мало-помалу стало применяться к диаволу или сатане. Нечестивые, беззаконные люди на библейском языке часто называются сынами Велиала. Так, во Второзаконии (13,13) в русском переводе термином «нечестивые люди» передано именно еврейское выражение «сыны Велиала». В Новом Завете это слово встречается только один раз. В приведенной выше цитате Велиар уже отчетливо олицетворяет духа злобы и тьмы, причем он решительно противопоставляется Христу. Почему падшие некогда небожители имеют такое значение, что апостол упоминает их в своем послании. Безусловно для противопоставления. Наглядностью сравнения показаны противоположности потому, что невозможно одновременно приносить жертву своим страстям и слабостям, при этом не постясь, не посещая храм Божий, не приобщаясь к Тайнам Церкви, не совершая добрых дел и рассчитывать на милость Божью и Его прощение. Порой мы своей беспечностью и безответственностью недооцениваем своего духовного врага, который прибегает к немыслимым для разума человека ухищрениям чтобы, прельстив, погубить душу человеческую. По своей неосторожности и духовной неопытности человек иногда бывает не способен различить и предупредить происки лукавого. Будучи новоначальным на пути духовного делания, регулярно посещая Богослужения, исполняя келейное правило, читая Священное Писание и творения святых отцов, стремясь к духовному росту человек порой начинает представлять себя если не ангелом, то как минимум святым и неокрепшая душа воспринимает все не тем должным образом, как советуют нам Отцы Церкви Христовой. Нужно как огня бояться прельщения бесовского, иметь «сердце сокрушенно и смиренно» (Пс. 50), которое «Бог не уничижит» (Пс. 50).

«Ибо вы храм Бога Живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.» 2 Кор. 6;16 говорит апостол, обозначая то, что каждый из нас должен быть храмом для Господа, чистым сосудом, где Он будет жить без сомнения в наших сердцах, благих делах и поступках. И будет нам Отцом, а мы Ему послушными чадами. Раскаиваясь в грехах осмысленно, имеем возможность и упование на милость Божью и Его благословение. Всегда помнить, чему и кому подобно Царство Божие и какими поступками определит Всемилостивый Господь нашу принадлежность в День Страшного Суда и следовать Закону Бога Всевышнего. Без сомнения, труд над исправлением своих духовных немощей велик. Необходимо всячески оберегать свою душу и тело от скверны греховной, представляя возможность пребывания в нашем телесном храме благодати Божьей, как рекомендует нам апостол Павел «Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием.» 2Кор. 7;1. Аминь.


Читайте также: