Опасность неоязычества, форма и методы духовной борьбы


Мы уже сообщали, что на заседании Священного Синода РПЦ была высказана озабоченность усилившимся распространением неоязычества в странах канонической ответственности Московского Патриархата, в том числе в культурной и информационной сфере. Была также подчеркнута необходимость более активной работы на общецерковном и епархиальном уровнях с целью опровержения неоязыческих заблуждений. Мы продолжаем цикл публикаций на тему «Неоязычество и православие».

Сегодня мы предоставляем слово матушке Ольге Евенко.

 

Опасность неоязычества, форма и методы духовной борьбы

Неоязычество — это новые или реконструированные языческие учения, широкие и разнородные по составу, возникшие на основе традиционного магизма, шаманизма, мифологии и сатанизма. Можно также сказать, что это типы различных псевдорелигиозных  движений, которые полностью отрицают официальные, всеми признанные устоявшиеся религии. Эти движения не что иное, как  секты. Людей зомбируют, причем не нужно для этого куда-то идти и слушать гипнотические проповеди.  Достаточно почитать литературу и посмотреть видеоролики, распространяемые на  YouTube и в социальных сетях, которых уже «море». Казалось бы, разве могут такие бредовые и примитивные секты представлять какую-то опасность? Как это ни странно, но в России неоязычество (особенно, одно из его движений  - «родноверие») довольно распространено. Одиннадцать лет назад, в 2004-м, в одном из своих выступлений Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сравнил неоязычество с терроризмом, назвав движения язычников главными угрозами обществу и нравственности. Рассмотрим, в чем же заключается его опасность.

Самая главная задача неоязычества - сокрушение христианства, разжигание вражды и ненависти к Православию и Русской Православной Церкви, ее уничтожение. Действовать неоязыческие организации предпочитают хитро. Нетрудно заметить, что зачастую они под маской почитания христианских норм морали, нравственности и некоторых вероучительных догматов, стремятся к разрушению Церкви Христовой. Сегодня родноверы не кричат открыто о своей русофобии и ненависти к Православию. Они начинают обработку мозгов с почти нейтральных фраз о том, что «наш народ гораздо более древний и великий, чем принято считать». А дальше — больше.  Родноверы давят именно на патриотические чувства, выдумывая несуществующую «историю» русского народа и параллельно поливая грязью историю настоящую. 

Так, в самой распространённой и известной книге Левашова Н. В. «Россия в кривых зеркалах» (основателя самого масштабного из всех русских неоязыческих движений «Возрождение. Золотой Век»)  описывается  история человечества и Земли от самого начала бытия и до настоящего времени. Это рассуждения о том, как развивалось человечество, эдакий альтернативный взгляд на возникновение и развитие жизни на Земле. Все жутко политизировано. Идет полное отрицание Православия и вообще всевозможных религий. Внушается мнение  автора, что Православие  – это зло. Все наши правители  оцениваются очень отрицательно. Даже Император Петр I и Царь Иван Грозный показаны врагами народа. В общем, по книге все у нас ужасно. А ужасно все потому, что много-много лет тому назад мы предали древних богов (Перун, Даждьбог и др.) и стали поклоняться другому Богу. И конечно во всем виноваты евреи. Ведь, по  мнению неоязычников еврей Христос пришел на землю и почти насильно везде насадил “огнем и мечом“ свою веру. Все то, что у нас было хорошего, по словам автора книги, на самом деле плохое, всё это происки иудеев. В целом получается, что вся история России после крещения Руси – это зло. Но придут времена, и все наладится.  Осталось только сменить Бога на старых богов и начать изучать новую историю. Нужна переоценка  истории. По сути неоязычество предлагает предать всю историю Отечества, отречься от своего и народного прошлого, а ведь это есть отречение от всех своих корней. 

Кроме того, неоязыческая идеология служит основой для формирования национализма, так как предполагает выделение русской нации из всего многонационального сообщества мира не только как хранителя истинных религиозных знаний, но и как единственно способную нацию для хранения таких истин, что указывает на превосходство одного народа над другим. Такие воззрения противоречат всей сложившейся общемировой системе ценностей, так как все нации являются носителями уникальных культур. Наша цивилизация, как и весь европейский мир, построена на христианских ценностях. Мы знаем, что для христианства «нет ни эллина, ни иудея» (Кол.3, 10–11). Христианство сплачивает все нации, не делая различий между ними, а неоязычество, наоборот, делает акцент на национальности с элементами превосходства данной нации, что роднит неоязычество с национализмом.

Итак, опасность пропаганды неоязычества заключается в том, что эта идеология ломает духовную и культурную основу человека. Это очередное движение, которое направленно на подрыв общества изнутри.

Богословская полемика с неоязычеством пока еще недостаточно развита, но большинство аргументов неоязычников, опровергаются обращением к церковным догматам и фактам истории, а то и просто здравым смыслом. Главный способ борьбы с неоязычеством – преодоление религиозной безграмотности. Нам нужно показать, что именно в христианстве основа нашей духовной и национальной культуры. До принятия христианства и русского народа не было, а было множество разных славянских племен. Целесообразно проводить просветительскую работу среди населения и давать  элементарные знания.

 

Ольга Евенко