О вреде пьянства


На заседании Священного Синода РПЦ 25 июля 2014 г. была принята Концепция Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма. Мы продолжаем дискуссию, начатую высокопреосвященным Тихоном, епископом Майкопским и Адыгейским на тему: «Церковь и трезвость».

Этот материал прислали нам из Свято-Михайло-Афонской Закубанской общежительной пустыни. Его автор иеромонах Платон (Иванов).

 

 

О вреде пьянства

 

Пьяница - живой мертвец;
пьянство - демон самозванный, недуг, не имеющий прощения,
падение, лишенное оправдания, общий позор рода нашего ..."
(Святитель Иоанн Златоуст)

Все мы знаем, сколько горя приносит пьянство сегодня. Многие семьи страдают от этого недуга. Мы часто слышим о преступлениях, совершенных людьми в состоянии алкогольного опьянения. Алкоголь - это горе и яд, которые приносят страдания нашим близким. Приведем одну неутешительную цифру из криминальной статистики: 70 % преступлений против личности совершается людьми в состоянии алкогольного опьянения. Язык не поворачивается назвать алкоголизм и пьянство деликатным термином «вредная привычка». Это порок, это бич, это, как сказал древний философ, «добровольное сумасшествие». По-разному сказывается влияние алкоголя на людях. Одни быстро спиваются и становятся алкоголиками, у них развивается болезненная зависимость от спиртного в виде запоев и похмельного синдрома. Другие остаются, как их называют, бытовыми пьяницами, разрушаясь и деградируя душевно и телесно. Внешний и внутренний ущерб, который от пьянства терпит наш народ, гораздо больше и разрушительнее, чем потери от эпидемий и войн, которые случаются периодически, тогда как пьянство стало в России непрекращающейся бедой. Около 20 литров спирта в год ныне приходится на каждого россиянина, включая грудных детей, стариков, непьющих, иноверцев (которые в большинстве ведут трезвый образ жизни). Понятно, что львиную долю выпивает русский мужик. Впрочем, не отстают теперь и русские женщины. Пьянство и алкоголизм – наш общий российский грех, стыд и боль, бороться с ним надо всем миром. 

Почему  же человек, даже видя и понимая все разрушительные последствия, тянется к этой отраве?

Одни склонны видеть причины пьянства во внешнем бытии. Многие говорят о том, что пьянство - это наследственная болезнь, есть даже гены ответственные за предрасположеность к алкоголизму. Многие говорят о том, что особую роль, увеличивающую риск возникновения алкоголизма, играет моральная атмосфера и взаимоотношения в семье, пример родителей. Многие считают, что основная причина этого бедствия в окружающей нас жизни, качество которой за последние 15-20 лет очень сильно упало: неуверенность в завтрашнем дне и страх оказаться «на обочине», падение материального уровня жизни, стрессы, одиночество.

Другие склонны видеть причины винопития во внутреннем состоянии человека: эмоциональная незрелость, неумение справляться со своими чувствами, сложности в общении, психологические комплексы, неправильное отношение человека к себе, другим людям и окружающему миру, а вследствие всего этого нереализованность  в личной и общественной жизни, потерянность, ощущение бессмысленности жизни, скука, духовная пустота.

Все это конечно во многом соответствует действительности: и жизнь, в которой все мы живем, и люди, с которыми мы общаемся, не идеальны, и сами мы во многом не соответствуем представлениям о настоящем человеке. Конечно причина и пьянства, и всех других наших бед не во внешней жизни и людях, а в нашем внутреннем неправильном отношении к ним. Но как нам исправить себя, как помочь преодолеть  эту пагубную страсть? Нам, христианам, это сделать легче, чем людям «внешним»: мы знаем, что истинная причина пьянства – разрыв связи с Богом. Значит, чтобы побороть страсть мы должны эту связь восстановить. Как же  её восстановить? Для христианина  есть только один путь: истинное покаяние в этом грехе. Что значит истинно покаяться в грехе? Это значит иметь твердую решимость не возвращаться к нему ни при каких обстоятельствах.

Наш монастырь тоже часть этого несовершенного мира. Мы живем не в раю и не на облаке. Разные люди приходят к нам, и для многих из них пьянство было причиной множества бед. С помощью Божьей мы стараемся поддержать их.  Доброй традицией нашей Обители стало совершение ежегодных ночных молебнов святому мученику Вонифатию, которому молятся об избавлении от винного запоя, совершаемых в канун Нового года по гражданскому календарю. Конечно, на территории нашей обители действует строжайший запрет на спиртное и существенное ограничение (в строго отведенных местах) на табакокурение. Со страждущими проводятся беседы. В любое время они могут исповедоваться у священника. Очень важно, чтобы борьбу с пьянством и в нашем монастыре, и в нашей епархии, и во всей нашей Церкви возглавили церковные пастыри, которые словом и, в особенности, личным примером призваны по совету апостола «обличить, запретить, увещевать», помогая своим чадам преодолеть бесовские искушения.

Пока человек живет, он может и должен изменяться к лучшему, становясь новым Божественным творением с помощью покаяния и Божией благодати. Порой победить страсти очень тяжело, требуется немало усилий и времени, чтобы сорняки греха удалить с корнем из души навсегда. Но как бы ни было болезненно и тяжело отсекать греховные привычки, это надо делать, иначе грозят вечные муки в будущей жизни и страдания, беды и несчастья – в жизни земной. В Евангелии Господь призывает «вырвать глаз или отсечь руку», если они соблазняют. Здесь Христос говорит о страстях, которые так глубоко входят в наши умы и души, что становятся нам близки, как органы тела. Мы обязаны проводить духовную «ампутацию», отсекать дурные наклонности или привязанности.

 Любая страсть, а особо страсть к вину, – это пожар души, это болезнь, и ее опасность надо почувствовать, признать и лечить, обратившись со смирением к Врачу душ и телес наших – Господу нашему, Который нас любит и, любя, обличает, вразумляет, наказует и прощает, если мы искренне просим этого. Вместо винной искусственной радости нам нужна радость подлинная – небесная, обретаемая через покаяние. Омойтесь и чисты будете, удалите лукавства ваша от душ ваших, научитесь добро творити, – говорит Священное Писание, – «и если грехи ваша будут как багряное, как снег убелю вас» (Ис. 1, 18). Так действует на душу покаяние.

Иеромонах Платон (Иванов).

 

Разговор на тему «Церковь и трезвость» будет продолжен. Мы ждём новых материалов, размышлений и рассуждений от священников, богословов и мирян на эту непростую тему.