Беседа 2. Ваши близкие попали в секту. Что делать?


- Отец Сергий, в прошлый раз мы говорили о том, что секта – это не есть хорошо, что секта – это зло. Но вот случилось, предположим, так, что кто-то из наших близких, друзей, родственников попал в секту. Что же делать нам в таком случае?

- Если это друзья, близкие, родственники, и если это вызывает определённый дискомфорт в ваших отношениях, - это одна сторона вопроса. Ведь бывает и так, что люди, чьи близкие попали в секту, смотрят на это с практической стороны, подумаешь, секта, зато человек не пьёт, не курит, не ведёт аморальный образ жизни. Матом не ругается, улыбается всё время, желает всем доброго утра. Пусть себе. Но если вы всё-таки понимаете, что с вашим близким стряслась беда, что попав в секту, он попал в духовную паутину, что это сказывается и на ваших взаимоотношениях, и если вы вдруг понимаете, что ваш близкий в секте не наследует Царства Божьего, что же делать? В первую очередь – молиться. Кричать на самый верх, Самому Христу кричать о своей беде. То есть просить о спасении Того, кого мы и называем Спасителем. Это в первую очередь. При этом не надо метаться по городу с криками: «Что делать?», а попытаться поговорить с этим человеком. Попытаться. Это не так просто, но попытаться надо. Тихо, спокойно поговорить. Вполне возможно, что в секте ему комфортно, и он не хочет оттуда уходить. Понимаете? Тогда такой разговор будет не из лёгких, но необходимо запастись терпением. Потом нужно учитывать и такую истину: невольник – не богомольник. Ну, не хочет человек выходить из секты. Нравится ему там обстановка и так далее. Нельзя его вырывать оттуда силой. Ваше оружие здесь – терпение и любовь. Попытайтесь поговорить. Предложите, но ненавязчиво, не с угрозой, поговорить с кем-нибудь из священников. Безусловно, родные и близкие человека, попавшего в секту, слышат и постоянно слышат нападки в адрес Православной Церкви. Это неоспоримый факт. Нападки дежурные: попы толстые, все ездят на иномарках, деньги гребут лопатами, обманывают людей при помощи идолов – икон и так далее. А вы попытайтесь сыграть на эго вашего сектанта. Мол, если ты такой умный, «подкованный» богословски, Священное Писание читаешь, поговори вот с нашим батюшкой. Но перед этим обязательно посоветуйтесь со своим духовником или с тем самым священником, с которым вы хотите свести своего сектанта. А сможет ли, захочет ли этот батюшка разговаривать, возможно в данный момент он занят, болен, в служебной командировке, а может, ему не хватает знаний для беседы с представителями секты. Желательно обращаться к священнику-миссионеру, знающему и умеющему вести подобные беседы.

Ко мне, например, неоднократно обращались люди, чьи родные попали в секту, с просьбой побеседовать с этими родственниками. Я никогда не отказываю в таких просьбах и всегда готов к диалогу. Приводите, если, конечно, есть желание. Поговорим, попробуем ответить на очень важные жизненные вопросы. Я готов к беседам и с упёртыми сектантами, для которых нет большего желания, чем поспорить с православным священником, положить его на лопатки.

И ещё очень важный момент. Прежде чем приходить и приводить своего родственника для беседы с батюшкой, необходимо узнать, в какой именно секте ваш близкий находится. Это очень важно, ведь сект великое множество, и у каждой есть свои отличия и особенности. Даже если вы не знаете полного названия секты, то хотя бы узнайте некие постулаты учения этой секты. Например, если в секте постоянно твердят о субботе – значит это адвентисты седьмого дня, если зациклились на имени Божием – значит это свидетели Иеговы. Если хвастаются разговорами на языках, то это харизматичная секта, скорее всего – пятидесятники. А если вы назовёте адрес, где проходят собрания секты – вообще прекрасно. Батюшка сможет во всеоружии подготовиться к беседе с вашим сектантом. Просто, чтобы не получилось так, что батюшка будет ждать сатаниста, а придёт прилично одетый улыбающийся евангелист-баптист. Понимаете? А батюшка уже настроен на битву с сатанистом. В руках крест, святая вода…

- Осиновый кол, серебряные пули.

- Вот-вот.

- То есть давайте подчеркнём, в случае, если ваш близкий оказался в секте у вас есть оружие. Это молитва, терпение и любовь?

- Конечно. Но терпение не должно быть пассивным. Необходимо бить в колокола. Конечно, можно задаться вопросом: а где же вы были раньше, когда ваш зять, сын, муж бросил пить, посещая ту или иную секту? У вас была улыбка на лице. Вам это нравилось? Лишь бы не курил, лишь бы матом не ругался, а остальное – мелочи. Везде Бог. Прежде чем спасать своих близких, и это главное, - станьте сами православными. Иного выхода нет.

- Да, прежде чем бросаться спасать кого бы то ни было, нужно самому попытаться стать христианином. Я вспоминаю такую древнюю притчу. Некий старец со своим учеником шёл в город. Ученик чуть поотстал. И тут мимо него с бревном на плече прошёл сектант. Ученик злобно крикнул ему: «У, сектант проклятый!» И тот набросился на ученика и очень крепко избил его. Затем взял своё бревно и двинулся дальше. Тут он повстречал старца, и старец сказал ему: «Здравствуй, добрый человек! Помогай тебе Бог в твоих трудах». Они разговорились и со временем сектант покинул секту, принял православие и стал учеником того старца. Очень поучительная притча.

- Безусловно. Если в некоей семье ваш близкий попал в секту, а вы не православный или позиционируете себя как православный, но ведёте себя, как язычник, и посещаете храм только два раза в год: на крещение, за святой водичкой и на пасху, освятить куличи и яйца, тем самым вы сами ещё сильнее толкаете вашего близкого в объятия секты. Он на вашем примере видит все «прелести» православия. Да, то, что ему рассказывали про батюшек, про животы и иномарки этих батюшек – это одно, а когда близкий человек, жена, сестра, тёща ходят в храм, надевают строгий платочек, а вчера матом орала на всю квартиру или вообще ничего не знает из Священного писания, - тут дело другое. Значит все православные такие. Начиная от того попа, что ездит на иномарке, и заканчивая моей родной тёщей. От таких православных нужно держаться подальше. Так что ещё раз подчеркну: начинать необходимо с себя. Станьте сами православными. А потом приводите своего близкого на беседу к батюшке.

- Хорошо, отец Сергий, вы говорите, что беседовать с сектантами необходимо, а как быть с Евангельским изречением: «Не мечите, бисер перед свиньями» (Мат. 7: 6)?

- А давайте вернёмся к началу нашего разговора. Беседа состоится только в том случае, если человек сам захочет принять в ней участие, сам стремится к разговору. И тут слова Христа о бисере и свиньях не приемлемы. Конечно, если я сейчас возьму в руки Библию, катехизис, осиновый кол в придачу и пойду стучаться в двери определённой тоталитарной секты, чтобы увещевать негодяев, то, скорее всего, такой поход может окончиться моим разбитым носом. Но если со мной хочет пообщаться человек, если он хочет задать мне вопросы, обязательно нужно встретиться и поговорить. Почему беседа должна быть именно со священником? Потому что у священника набор богословских знаний больше и глубже, чем у большинства мирян.

- Сегодня в Церковь, в Православный храм никого силой не заманивают и обманом вовлечь в Церковь Христову невозможно. Это добровольный, свободный выбор каждого человека. Я общался однажды с одной сектанткой, очень общительной, благообразной, порядочной. И она поведала мне трагическую новость: из их общины выгнали одного брата за то, что он не перестал употреблять алкоголь, не исправился. Но ведь Православные не гонят алкоголиков, блудников и мытарей?

- Сегодня – нет. Но было такое, что священник мог за пьянство и блуд надолго отлучить человека от причастия. А что значит отлучить от причастия? Это по сути и есть отлучение от Церкви. Но здесь нужно иметь ввиду: Церковь никого не извергает вон. Человек грешащий сам извергает себя своими грехами из Тела Христова. Ведь не зря священники во время исповеди читают молитву: «Примири и соедини его святой Твоей Церкви». К сожалению так происходит, что человек во грехах своих отошёл от Церкви, но Христова Любовь превыше всего. У каждого из нас есть возможность покаяния и возвращения в общину верных.

Некоторые священники действительно отлучают грешников от причастия. Но я вот недавно узнал, что решение отлучать от причастия может принимать исключительно архиерей. Исключительно. И это очень серьёзное дело. Но вернёмся к теме нашего разговора. Я. Как руководитель миссионерского отдела Майкопской и Адыгейской епархии готов к встречам и диалогам.

- А где и когда вас легче найти?

- Вот мой контактный телефон: 8-928-469-00-74. Сейчас я служу в Свято-Покровском храме станицы Ханской, по улице Крестьянской, 21. Звоните, договаривайтесь о встрече, чтобы это было удобно и вам, и у меня, чтобы было свободное время. Ещё и ещё раз хочу сказать, чем раньше вы начнёте поднимать тревогу, тем лучше. Вашего близкого, друга, родственника можно спасти. Можно. Нужны только молитва, терпение и любовь!

- Спасибо за беседу!